09.05.2012 23:07
    Поделиться

    Российский сериал "Ефросинья" может попасть в Книгу рекордов Гиннесса

    Сериал "Ефросинья" - долгожитель отечественного ТВ - претендует на Книгу Гиннесса

    Телефильм "Ефросинья" стал народным блокбастером на телеканале "Россия".

    Когда канал только выпускал сериал на экраны, никто и не подозревал, что над историей сироты из глубокой сибирской тайги будет рыдать вся страна.

    Некогда, в 90-е, подобной славы удостаивались только сентиментальные истории бразильского и мексиканского производства. Такие как "Богатые тоже плачут", "Дикая Роза", "Просто Мария". И вот - количество серий в "Ефросиньи" перевалило за 500, сейчас в эфире уже третий сезон телефильма под названием "Ефросинья. Таежная любовь" и, если зрительская любовь и дальше будет подогреваться сериальными страстями, то "Ефросинью" могут включить в Книгу рекордов как самый долгоиграющий отечественный сериал. В этом году "Ефросинья" претендует и на премию ТЭФИ.

    Еще один долгожитель отечественного телевидения - фильм "Обручальное кольцо", показ которого на Первом канале тоже продолжается третий год. Стилистика схожа с "Ефросиньей" и даже некоторая мистическая начинка мелодраматичного сюжета присутствует. Что же в этих историях такого? Что заставляет миллионы зрителей откладывать свои дела и не отрываться от экранов?

    Корреспондент "РГ" отправилась за ответом в Киев, на съемочную площадку сериала "Ефросинья", чтобы пристальнее присмотреться к главной героине - Фросе. Ведь этой ей пришлось умирать и воскресать, заново влюбляться в своего суженного, который после трагической гибели вернулся к ней в ином обличии. Анастасия Макарова, бессменно исполняющая роль Фроси, девушки, которая выжила и расцвела в тайге, поделилась с "РГ" своим взглядом на то, почему история ее героини заняла прочное место в сердцах зрителей.

    Российская газета:

    Настя, перед началом съемок третьего сезона были сомнения? Все-таки у вас за плечами уже больше 500 серий.

    Анастасия Макарова: У меня, наверное, уже выработался иммунитет к этой истории. Мы даже шутим, что, пока мой сын Елисей (ему сейчас немногим больше года) в армию не пойдет, мы съемки не закончим. Если серьезно, то сомнения были, конечно, но мы с продюсером Александром Эбонаидзе договорились, что постараемся достойно завершить нашу историю, поскольку понимаем, что не можем разочаровать поклонников. Я осознаю, что в этой роли творчески себя уже изживаю. Что касается заработка, то низкий поклон и спасибо за то, что "Ефросинья" кормит меня три года, но это для меня сейчас не главное, потому что хочется развиваться в профессии, хочется почувствовать себя нормальной мамой, а не мамой-цыганкой, в постоянных разъездах и всегда - на съемках.

    С другой стороны, есть очень много людей, которые мне пишут, которые ждут продолжения. Например, девочка Вика из Казани, она больна детским церебральным параличом. Вика - одна из моих преданных поклонниц, мы с ней доверительно общаемся. А покорила она меня своими стихами. Я полгода переписывалась с Викой, не подозревая о ее болезни. Один раз она написала мне: "Твоя героиня заставляет меня ходить. Мне говорили врачи, что не смогу, но у меня получается". На фоне таких историй все мои капризы, переживания и усталость кажутся мелкими.

    РГ: Но и критикуют вас тоже, наверное?

    Макарова: Конечно, бывает, даже ругают. Но я всегда готова выслушать конструктивную критику. Бывают и веселые отзывы. Один из последних на форуме сериала оставила молодая женщина, которая жаловалась, что муж иронизирует над ее любовью к "Ефросинье". Как-то раз, увидев, что Фрося хромает в кадре, он открыл окно и закричал на всю улицу: "А Фросю-то в ногу ранили!". Так что Ефросинья уже стала героиней анекдотов, что приятно. И потом: мужчины плачут по футболу, а женщины - над историей Фроси.

    РГ: "Ефросинья" принесла вам известность, успех, заработок. Но часто актеры, ставшие популярными благодаря одной роли, становятся заложниками этого образа.

    Макарова: Я этого не боюсь. Сейчас для меня главная роль в жизни - роль матери. Работы, слава богу, хватает, идей - тоже. У меня есть и другие творческие амбиции, помимо актерских. Хочется петь, когда-нибудь хотела бы создать детскую творческую студию. Я люблю детей, и так сложилось, что мои друзья почти все стали мамами и папами. Потому хочу сформировать детский творческий центр, похожий на тот, что когда-то существовал в семье Станиславского. В доме собирались дети, они вместе со взрослыми устраивали спектакли. Оттуда, по сути, и пошел наш МХАТ. Есть идея создать такое место, в котором раскрывался бы творческий потенциал детей, не для того, чтобы они все потом стали Станиславскими, а чтобы росли живыми, чувствующими людьми. К тому же работа с детьми - настоящая медитация, удивительный заряд энергии.

    РГ: Что такого в истории Фроси, что заставляет зрителей почувствовать вкус к жизни?

    Макарова: Вокруг нас - очень жесткий мир. Люди должны быть мобильными, замкнутыми, существовать в режиме максимального энергосбережения, жить исключительно в "мире кнопок", отвечать друг другу смайликами и точками. Мы перестали разговаривать и слышать друг друга. Я это остро переживаю. Современное время - это время в стиле "некогда": некогда любить, чувствовать, уделить другу внимание. Все такие жесткие, стильные, независимые, модные, холодные. Пластмассовые люди. А Фрося кардинально отличается. Она не глянцевая красотка, не стерва, а человек вне времени; она учит, чувствует, любит, понимает.

    РГ: Вам не кажется, что в ней есть что-то от советского времени, от Фроси Бурлаковой?

    Макарова: "Приходите завтра" - одна из моих любимых картин. Что-то от советской жизни во Фросе есть, конечно, но мне это нравится.

    РГ: В сюжете сериала столько удивительных поворотов, постоянно кто-то исчезает, потом воскресает. Вы что чувствуете, когда видите новые страницы сценария?

    Макарова: Мы работаем практически в режиме реального времени: отсняли сюжет - поставили в эфир. Сценаристы, бывает, сами путаются, не успевают четко прописать все линии наших многочисленных персонажей. Мне, к сожалению, так и не удается с ними переговорить, а вопросов накопилось много. Удивило, конечно, когда возлюбленный Фроси Саша появился после трагической гибели живехонек и с новым лицом, а она тут же признала в нем своего сердечного друга. Как такое может быть? Я сказала режиссеру, что мне не хватит таланта это оправдать в кадре. Сказала, что готова пойти и сжечь свой красный диплом. Мы ведь столько раз заявляли в кино, что у Фроси невероятная интуиция, что она все чувствует, и тут - совершенно другого человека принимает за своего Сашу! Пришлось нам всем сильно постараться, чтобы найти логику в действиях Фроси. Как мы это сделали? Смотрите новые серии.

    РГ: Вам поступают новые предложения?

    Макарова: Сейчас съемочный график позволяет чаще бывать в Москве, потому успеваю даже на кастинги ходить. Новые возможности появляются. Недавно взялась за интересную для меня работу, но сниматься буду бесплатно. Выпускница ВГИКа готовит дипломную постановку "Пяти вечеров" по пьесе Александра Володина. Очень надеюсь, что наши графики совпадут и я смогу поучаствовать в любопытном проекте молодого режиссера. (Смеется). От творческих экспериментов нельзя отказываться, это ведь словно бог дает тебе уроки танцев.

    Кто дольше?

    И все же российским кинематографистам с сериалами и в 500, и в 1000 серий еще очень далеко до настоящих королей сериального производства - американцев.

    Почетное 1-е место в таблице самых долгоиграющих сериалов в мире занимает "Путеводный свет" с его 15 762 сериями. С 1952 года "Путеводный свет" выходил на ТВ, а до того - по радио (с 1937 года) и был закрыт из-за сокращения финансирования в 2009 году.

    Второе место занимает сериал "Как вращается мир" - 13 763 серии.

    Только 10-е место в списке самых длинных сериалов на ТВ досталось любимой нашими зрителями "Санта-Барбаре", героям которой мы сопереживали с 1984 по 1993 год. Здесь всего лишь 2137 серий.

    На этом фоне мексиканские саги, покорившие россиян в 90-е, кажутся пигмеями. "Богатые тоже плачут" - 244 серии, "Дикая Роза" - 199, "Просто Мария" - 143.

    Поделиться