09.05.2012 23:48
Поделиться

Освоение Каспия выведет РФ на новый уровень добычи топливных ресурсов

Основным потенциалом Каспия являются глубинные залежи углеводородов высокого качества, в частности месторождения нефти, свободные от сероводорода. Пока эксперты не могут точно оценить емкость месторождений подобных ресурсов, однако уже сейчас с уверенностью заявляют, что освоение глубинных залежей позволит России выйти на совершенно иной уровень добычи топливных ресурсов.

Именно применение новейших технологий для развития нефтяных и газовых месторождений, а также вопросы экологической безопасности и состояние биоресурсов Каспия обсуждались в рамках Второго Международного экономического форума "Каспийский диалог 2012" на Пятом энергетическом форуме "Энергия Каспия - энергия мира".

Пока Каспий изучен только на шесть километров в глубину. Дальнейшее изучение требует иных средств и технологий, применение которых невозможно в рамках одной компании и даже в рамках одного государства. Однако страны каспийского региона не стремятся объединиться для межнациональных исследований. Первые шаги в этом направлении предпринимают Россия и Казахстан. В ближайшее время планируется начать совместные российско-казахские исследования по обнаружению крупнейших нефтяных и газовых залежей.

- Говоря о долгосрочных проектах на Каспии, нужно говорить о совместных проектах со странами, делящими территорию каспийского региона, - считает заместитель генерального директора компании "Росгеология" Инесса Варшавская. - Это единственный путь полноценного развития природных богатств региона. Кроме того, для наилучшего результата необходимо развивать не разовые проекты, а только долгосрочные.

Исследования межгосударственного масштаба будут проходить на глубине более шести километров с использованием новейших технологий. Стоимость подобных проектов исчисляется десятками миллионов долларов. Однако подобные затраты оправданы - велика вероятность обнаружить крупные месторождения нефти высокого качества.

- Еще несколько лет назад исследования подобного масштаба казались малореальными, - вспоминает недавние предположения Инесса Варшавская. - Теперь такие проекты - это наше настоящее. Еще недавно основной проблемой был вопрос о том, из чего формируется новая нефть. Новые открытия связаны с теми объектами, на которые раньше никто не обращал внимания. Например, у берегов Бразилии сделано открытие на очень большой глубине - это карбонаты под солью. Новая нефть сегодня приходит как раз из таких объектов. Это то, что мы собираемся искать сегодня и хотим, чтобы эти проекты были и Россия и Казахстан их осуществляли.

Ресурсы Каспия фактически не имеют аналогов в мире. То число месторождений, которые сегодня известны на Каспии, ставят этот регион на одно из приоритетных мест в мире. По разным оценкам, его запасы оцениваются от 8 до 22 миллиардов тонн углеводородов - это второе место по объему запасов нефти и газа после Персидского залива.

Интенсивность добычи в этом регионе нарастает с каждым годом. К 2020 году объем добычи нефти ожидается на уровне 200 млрд тонн, газа - 270 млрд кубометров. Это 3% мирового запаса нефти и 5% газа. Рост добычи в этом регионе выше мирового значения.

В прошлом году произошло значимое событие на Каспии. В Иранском секторе было найдено крупнейшее месторождение газа - около 1,5 трлн кубометров. Детальная информация об этом открытии отсутствует. Однако известно, что данное месторождение расположено на глубоководье. Эксперты говорят, что будут открыты еще десятки подобных месторождений в Иране и других секторах при условии применения технологий, позволяющих добывать углеводороды на глубине более шести километров.

- Наши представления о ресурсах и богатствах Каспия далеко не полные, - сокрушается заместитель директора по науке Института проблем нефти и газа РАН, заведующий лабораторией "Шельф" Института проблем нефти и газа РАН Василий Богоявленский. - Необходимо проводить межрегиональные исследования, поскольку разобщенность между странами приводит к тому, что исследования проводятся в пределах отдельных государств и полученная информация не доступна для геологической общественности и не подлежит обобщенному геологическому анализу, что ведет к промахам в оценке ресурсов.

Одним из самых быстрорастущих регионов по добыче нефти эксперты называют Казахстан. Уже сейчас объем добычи приближается к 80 миллионам тонн, а с учетом разработки нового месторождения этот объем может увеличиться до 150 миллионов тонн. В отечественном секторе также происходят значимые события.

За последнее время было открыто восемь месторождений нефти. Причем длительное время коэффициент бурения составлял 100 процентов, что является уникальным результатом для такой отрасли. Сейчас все чаще происходят неудачные результаты бурения, однако, по новым данным геологоразведки, в российском регионе сосредоточены существенные запасы нефти, которые только предстоит осваивать. Также в результате сейсмических исследований, проведенных Российской Федерацией, обнаружено свыше 500 перспективных структур. Часть из них уже разбурена, открыты достаточно серьезные месторождения. Но практически неизученными являются глубокие горизонты.

Параллельно с открытием новых многообещающих горизонтов появляются и новые трудности. Поскольку Каспий - сейсмически активный регион, это накладывает на разработчиков месторождений особые требования. "На глубине шесть километров и более мы видим весьма перспективные объекты, которые могут подарить нам очередные "Тенгизы", - делает оптимистичные прогнозы Василий Богоявленский. - Вместе с тем глубокие горизонты будут характеризоваться аномально высоким пластовым давлением, что накладывает дополнительные требования по безопасности освоения каспийского региона. В середине 80-х годов прошлого века уже произошла крупная авария в российском регионе. Взрыв на нефтяной скважине привел к возгоранию, которое не могли ликвидировать около полутора лет. Тогда сгорело, по оценкам, более 7 миллионов тонн нефтепродуктов, что привело не только к экономическому ущербу, но в большей степени к экологическому. Поэтому необходимо не допустить повторения подобных ситуаций".

Эксперты считают, что весь юг России и прилегающие территории Казахстана перспективны для освоения глубинных запасов нефти и газа. При этом понятие глубинных запасов или глубоких горизонтов не всегда означает больше 6 км, для сухопутной части это расстояние составляет иногда только 2-3 км, т.е. означает легкодоступные ресурсы для современного бурения.

"Нефтегазоносным является практически весь комплекс пород кайнозоя до палеозоя и даже фундамент, в том числе и гранитный, - говорит Василий Богоявленский. - Вместе с тем большое количество зон еще недоизучено, поэтому в каспийском регионе можно ожидать приятные сюрпризы. Все поисковые исследования в каспийском регионе стоят дорого, однако и шансы открыть крупные месторождения велики. Вклад региона в российскую нефтегазодобычу является основным. Большой процент российского оборудования задействован в каспийском регионе, поэтому мы подготовлены для дальнейшего развития добычи в этом регионе".

Несмотря на активное развитие добычи углеводородов, прикаспийские государства решили соблюдать баланс добычи и сохранения природного разнообразия региона. Была подписана рамочная конвенция о защите морской среды каспийского региона. Задача конвенции - принять ряд протоколов, устанавливающих механизмы взаимодействия стран каспийского региона по защите Каспия в целом.

- Добыча нефти несет высокие риски для уникальной природы Каспийского моря, - предупреждает начальник департамента промышленной безопасности, экологии и научно-технических работ компании "Лукойл" Игорь Заикин. - Поэтому компаниям-добытчикам необходимо подготовить базу для ликвидации разливов нефти. Причем это нужно делать на уровне формирования национальных спасательных подразделений всех государств каспийского региона. России нужно усилить материальную базу, а также возможности Северо-Каспийского управления спасательных и подводно-технических работ министерства транспорта, потому что это то подразделение, которое сегодня способно решить задачу ликвидации разливов нефти в данном регионе.

Сегодня страны каспийского региона смогли выработать компромиссные решения, которые обеспечат и экономические интересы государств, и сохранят экосистему каспийского региона. Принесут ли эти инициативы реальные результаты или, как часто бывает, останутся лишь на бумаге, покажет время.