Проекты, реализуемые на условиях ГЧП, сильно отличаются от стандартных инвестпроектов. Это и более затяжная конкурсная процедура, и бумажная волокита, и вечный земельный вопрос... Об основных проблемах, стоящих сегодня перед ГЧП, "РБГ" рассказал член правления Центра развития ГЧП Алексей Толстик.
- Являются проекты, реализуемые на основе государственно-частного партнерства, более сложными по сравнению с другими?
- Бесспорно. Проекты ГЧП по количеству участников и степени их вовлеченности как на стадии подготовки, так и в процессе реализации, на порядок более сложные, чем, например, стандартные девелоперские проекты или инвестиционные проекты по размещению производственных активов на территории того или иного региона. Так, для осуществления проектов по модернизации аэропортового хозяйства в рамках ГЧП необходима организация взаимодействия около ста независимых друг от друга сторон. Когда администрация сама выступает один на один с этим объемом задач, она, как правило, оказывается неэффективной ввиду объективных обстоятельств - высокой бюрократизации системы при необходимости многократных согласований и пересогласований всех частей проекта. В том числе финансовой, юридической, технической, а также отсутствия требуемого числа специалистов, которые в принципе могут это сделать. Кроме того, соглашения о государственно-частном партнерстве предполагают гораздо более длительные отношения сторон. Так, после проведения земельного аукциона по стандартному инвестиционному проекту администрация, по сути, забывает о нем. В то время как, если мы говорим о ГЧП в водно-коммунальном хозяйстве, то стороны взаимодействуют в течение 20-25 лет. В целом же отношения партнеров в рамках ГЧП могут длиться до 30 лет.
- Сможет ли принятие федерального закона о ГЧП увеличить количество и качество реализуемых проектов?
- Вопрос о необходимости принятия закона достаточно сложный. Во-первых, рынок государственно-частного партнерства в России существенно ограничен жесткими рамками: из моделей ГЧП используются концессии, долгосрочная аренда и 94-ФЗ. При этом, например, концессия, будучи наиболее востребованной, не является самой удачной, поскольку она не предполагает залога собственности, что увеличивает стоимость привлекаемых финансовых ресурсов. В то же время есть целый ряд моделей, предусматривающих залог вновь возводимых или реконструируемых объектов. В этом случае появляется возможность для более дешевого и долгосрочного финансирования. Во-вторых, опыт "пилотных" проектов государственно-частного партнерства в регионах показывает, что на законодательном уровне для их реализации необходимо закреплять наличие специальной конкурсной процедуры. Отсюда же вытекает необходимость четкого определения такого ГЧП. Без него администрациям затруднительно применять данные процедуры. Сегодня это, вероятно, основной "камень преткновения". Также я бы выделил земельный вопрос. Если в концессионном законодательстве он снят (земельные участки предоставляются в аренду на срок действия концессионного соглашения), то в отношении новых форм государственно-частного партнерства остается открытым.
- В каких сферах наиболее востребованы сейчас возможности, предоставляемые ГЧП?
- Наиболее востребованной, на мой взгляд, является социальная сфера. Если брать мировую статистику, то именно на нее приходится около 80% проектов. Речь идет прежде всего о строительстве и эксплуатации детских садов, школ, больниц, ФОК и прочих социально ориентированных объектов инфраструктуры. Нормальное функционирование всех этих учреждений влияет на качество жизни населения и на политическую стабильность в стране. Вторая по важности сфера - это жилищно-коммунальное хозяйство. Износ объектов водоснабжения, например, составляет в среднем в России 60-70%. В мусоропереработке сейчас просто недостает мощностей. В мире эти отрасли давно развивают с применением механизмов ГЧП. Третий большой блок - транспортная инфраструктура. Если здесь на федеральном уровне созданы условия для ее развития, то в регионах все выглядит достаточно плачевно и требует привлечения внебюджетных инвестиций. Отдельно хочется выделить сферу энергосбережения. В нее, по оценкам экспертов, требуется влить около 300 млрд долларов. Привлечь их с помощью государственно-частного партнерства более чем реально.