Собрать средства на восстановление храма отцу Георгию удалось при помощи... популярной соцсети.
Своими руками
За плечами у отца Георгия Парфенова 16 лет служения, а на плечах подрясник, которому 16 лет. Сшитый еще в прошлом веке, он пришелся не только по форме, но и по душе.
Когда был рукоположен, владыка благословил взять в долг за полцены необходимые вещи: облачение, кадило, требник, Евангелие. Епископ кутуково-оликовский-новгородско-хотенский - в шутку называли тогда тридцатичетырехлетнего священнослужителя. Приход он получил огромный, но в нем не было ни одного действующего храма.
И как только появились деньги с первых треб, купил ручной электрорубанок, циркулярку и другие нехитрые инструменты и взялся за работу. Надо было восстанавливать заброшенную церковь Иоанна Богослова в Оликове. После литургии своими руками делал двери, иконостас, вставлял окна, собственноручно заделывал кирпичом дыру в своде.
Следующей была церковь Николая Чудотворца в Кутукове, в которой в свое время располагался киноархив Госфильмофонда. Деятельный сельский батюшка сумел найти спонсоров. Но и тут пришлось приложить немало сил: его руками были выложены плиткой 100 квадратных метров пола, оштукатурены и побелены стены, написаны иконы, выложены две изразцовых печи, установлено современное паровое отопление.
Можно, конечно, закрыть глаза и все отрицать, но случайностей не бывает, считает отец Георгий. Реставрационные работы в храме проводились по проекту покойной жены отца Иннокентия (Яковлева), бывшего секретаря Владимирского епархиального управления, а ныне епископа Нижнетагильского и Серовского. Это он, будучи коллегой Парфенова по мирскому призванию, наставил его на путь веры.
И в жизни владимирца таких совпадений и неожиданных поворотов немало. В свое время он попал на работу в Кутуково, узнав от водителя попутки, что собирается увольняться местный художник-оформитель. В сельской школе, где сейчас учатся его сыновья, оформлял комнату Владимира Ильича Ленина, для совхозной первомайской колонны рисовал портреты основоположников марксизма-ленинизма... Путь к храму тогда еще предстояло пройти.
Вход в Сеть
История с Интернетом тоже промыслительная. Еще полтора года назад отец Георгий был далек от "Фейсбука". Более того, сознательно дистанцировался от компьютерной техники, считая ее помехой и в службе, и в творчестве. И вдруг взял в кредит ноутбук. Решился на это после того, как взялся за восстановление третьего храма - иконы Божьей Матери Смоленской.
- Сработала интуиция, почувствовал, что в Интернете я найду то, что мне нужно, - объясняет он этот поворот. - Мы живем так, что, бывает, не на что купить продуктов в магазине. И я прекрасно понимал, что если не буду молиться, общаться с людьми, искать, то ничего не получится.
Сельский священник не скрывает, что надеялся найти в виртуальной сети богатого человека. Это избавило бы от нервотрепки, страхов, перенапряжения. А в итоге получилось: как строили храм Христа Спасителя до революции на народные пожертвования, так и этот храм восстанавливали на народные копейки без каких-то огромных вливаний. Самым большим пожертвованием стали 60 тысяч, а в основном люди присылали по 100, по 200 рублей. Сразу откликнулась русскоязычная заграница: Германия, США, Австралия, Франция. Православные, живущие там небогато, прислали по 100-200 евро.
А ведь сначала отец Георгий сомневался, что его заметят: кому какое дело, что какой-то священник что-то восстанавливает. Ведь таких просьб в Интернете огромное количество, как и разрушенных храмов.
Но еще с кредитом за ноутбук не расплатился, а первые денежки пошли. В итоге за год собрано полтора миллиона рублей. И еще у одного заброшенного сельского храма появились крыша и купола. А в кутуковском храме стоят два креста из нержавеющей стали с титановым напылением, изготовленные для него на чебоксарском заводе по эскизу отца Георгия.
Когда дело пошло в гору, появились отклики: "У тебя там какое-то чудо получается. Как тебе это удается? Я строю храм возле Москвы, а воз и ныне там". В прессе даже появилась информация, что якобы один владимирский священник взял с отца Георгия пример и тоже начал работать с "Фейсбуком".
- Дело, которое делается для спасения души, для людей, подменяется описанием удачного сбора денег: нажимай кнопку - и все! - недоумевает батюшка. - Легко говорить: набрал полтора миллиона с помощью социальной сети. Как набрал? Это не просто так принесли в конверте полтора миллиона. Столько воззваний написал, что вспомнил Патриарха Гермогена, который сидел в заточении и рассылал оттуда письма. Я тоже письма сочинял... Открытые.
Три тысячи друзей
Писал священник о том, что между Владимиром и Суздалем, на месте нынешних каменных церквей ХVIII-ХIХ веков, стояли храмы еще до Иоанна Грозного. А в селе Подберезье, где расположена восстанавливаемая церковь иконы Божьей Матери Смоленской, и неподалеку от него, в местности Могилки, на полях выпахивали кольчуги и мечи. Там было огромное сражение княжеской рати с татаро-монголами. И места эти политы кровью защитников.
Каждую неделю проводил фотосессии храма и выкладывал фотографии в Сети. Однако отчитываться за потраченные деньги пришлось не только перед друзьями, но и перед епархией.
А история получилась вполне житейская. Видя, что дело пошло, местные бабушки решили трудоустроить своего кузнеца. А когда тому было отказано: "пока не до дверей, храму нужна крыша", написали жалобу в епархию. Дескать, деньги, которые собирает, отец Георгий расходует на себя.
Точка в этом деле была поставлена на престольном празднике в Подберезье, куда приехали оперная певица из Англии Мария Данешвар, потомки основателя местного храма предводителя дворянства Ковровского уезда генерала Орлова и еще человек двадцать гостей, участвовавших в его восстановлении.
- Я человек открытый и, когда такое происходит, сразу, чтобы у людей ничего не накапливалось, выхожу на проповедь и говорю: "Есть такое мнение, братья и сестры, а вот - правда. И на этом все заканчивается", - подводит черту священник.
Сегодня у отца Георгия более 3200 друзей в "Фейсбуке", и ежедневно хотят ими стать еще 20 человек.
Открытые врата
Священник говорит: у меня храм открыт для всех людей, даже для тех, кто в мини-юбках и шортах. Более того, таких надо брать под руку и поить чаем. Священник смотрит не на одежду, а на душу человека. Если он пришел с душой, то обязательно изменится. Так и в "Фейсбуке" он принимает всех. А потом выяснится, кто есть кто, кто уйдет, а кто останется.
Мусульманка Зульфия просит: батюшка, помолитесь за меня, я устала болеть, врачи ничего не могут сделать, я уже не верю ни во что. У нее рассеянный склероз. Отец Георгий отвечает: я с тобой, не отчаивайся.
Как-то написал в сетях: что делать, денег не хватает, ничего не получается. И получил ответ от Елены из Прибалтики: батюшка, я буду молиться за вас, и все получится, подождите две недели, помощь будет. Через две недели деньги пришли. Вот такое совпадение.
Дружеского тепла досталось и лично ему. Шесть лет назад, восстанавливая кутуковский храм, заработал силикоз легких. Друзья, узнав о тяжелом заболевании владимирского иерея, в ноябре прошлого года организовали ему поездку на лечение в Израиль. А недавно "прижал" острый бронхит, и на помощь пришли 150 человек! Кто предлагал деньги, кто лекарства, кто проверенные на собственном опыте рецепты. А одна женщина из Падуи обещала положить на бесплатное лечение как своего родственника в итальянскую больницу.
Словом, благодаря храму Смоленской Божьей Матери отцу Георгию открылся в Сети огромный пласт неравнодушных людей.
- Я еще раз убедился, сколько же путей открывается человеку, который берется за такие дела, - говорит сельский священник. - Разве я мог мечтать, что когда-то попаду в Иерусалим! Восстановление храма - одновременно и попытка возродить людей. И те, кто откликался на наши просьбы, изменялись сами, обретали в жизни веру и надежду, опору. Я это прекрасно вижу, потому что со многими из них переписываюсь.
Отец Александр, благочинный Суздальского района:
- То, что делает сегодня отец Георгий, приветствует наш патриарх Кирилл. Церковь не должна быть в стороне от инноваций. У нас сегодня и в епархии, и в каждом благочинии есть свой сайт, и новости постоянно обновляются. Надо идти в ногу со временем. И если молодежь откликается, с ней надо работать и на этой площадке. Интернет - лишь инструмент, который можно использовать во благо. А у отца Георгия это хорошо получается. Чтобы человек пожертвовал, надо с ним не один раз пообщаться, рассказать о цели своей деятельности, доказать ее необходимость и полезность.
Бывает, что люди думают так: и кому это нужно, дачный поселок, прихожан раз-два и обчелся! Но, как сказал наш владыка преосвященнейший Евлогий, даже если один человек спасется в храме, ради этого стоит его строить. Потому что одна душа важнее всей вселенной. Восстановление храмов - живой процесс. И собранные средства - это инструмент для спасения души.
Знаю, что в мечтах у отца Георгия создать специальный фонд. В селах немало разрушенных храмов. Это наши святыни, мимо которых люди проходят десятилетиями, не замечая. А достаточно покрыть крышу, привести их в божеский вид, и они будут стоять еще сто лет и более. Чтобы спасти храм, не нужны миллиарды - надо привлечь неравнодушных людей. И такой опыт у отца Георгия уже есть.