Руслан Давыдов, заместитель руководителя Федеральной таможенной службы
Развитие перспективных информационных таможенных технологий является одним из основных направлений деятельности ФТС России, которое позволяет создавать более комфортные условия для бизнеса, обеспечивать ускорение и упрощение таможенных процедур.
- Руслан Валентинович, каковы новые тренды в развитии таможенных технологий, реализуемых ФТС России в данный момент?
- Безусловно, особо хочется отметить электронное декларирование через Интернет. Это сравнительно новая технология, мы активно начали развивать ее с сентября-октября 2009 года. До этого электронное декларирование осуществлялось по выделенному каналу связи, когда каждый декларант (как правило, это крупное предприятие) и таможня должны были проложить между собой волоконно-оптический кабель. Это довольно дорогостоящее мероприятие, поскольку выделенный канал надо создавать и поддерживать, а кроме того, декларант оказывается привязанным к определенной "точке входа". Такой вид декларирования был впервые опробован в 2002 году, но так и не был по-настоящему востребован бизнес-сообществом (на пике использования его применяли не более 9-10% участников ВЭД).
Интернет-декларирование мы начали внедрять осенью 2009 года, в январе следующего года вышли на 2% декларирования. К концу 2010-го этот процент составил 24-25, а к концу 2011 года мы достигли уже 77%. Сейчас более 90% деклараций на товары подается и выпускается в электронном виде, его применяют более 85% участников ВЭД. При этом интернет-декларирование полностью вытеснило декларирование по выделенному каналу.
Чтобы это стало возможным, надо было обеспечить выполнение ряда условий. Уже к октябрю 2010 года все таможенные органы, наделенные правом принимать декларации, были технически к этому готовы и аттестованы. То есть посты обеспечены необходимой связью, сотрудники обучены, аттестованы и им выданы электронно-цифровые подписи. Такие же ЭЦП были выданы декларантам, таможенным представителям, для них были созданы возможности подключения к системе таможенных органов через Интернет.
- Тем не менее часть деклараций и других документов подается в бумажном виде...
- Да, нас критикуют за то, что в определенных случаях часть документов, на основании которых заполнена декларация на товары, приходится дополнительно представлять на бумаге, и под этим предлогом говорят, что у нас на самом деле "не чистое" интернет-декларирование.
Я бы сказал, что бумага все равно уже "доживает" свой век и будущее, безусловно, за электроникой. За 2,5 года нам удалось с нуля обеспечить повсеместную возможность подачи, приема и выпуска декларации на товары в электронном виде, достичь значительных успехов. Кстати, и объективно оценивающий работу таможни бизнес, и даже наши оппоненты признают, что электронное декларирование реально востребовано бизнес-сообществом. Оно стало привычной и удобной формой работы на всей территории России - от Камчатки до Калининграда. Теперь перед нами стоит задача улучшения качества интернет-декларирования, повышения уровня его комфортности для бизнеса. В соответствии с законодательством ТС подача деклараций должна сопровождаться представлением документов и сведений, на основании которых она заполнена. Более 200 таких документов - инвойсы, контракты, лицензии - формализованы и могут подаваться по Интернету в электронном виде за ЭЦП. Но в ряде случаев существующая нормативная база, в том числе и международная, требует только бумажные оригиналы документов. В первую очередь это определенные различными международными конвенциями товарно-транспортная накладная, книжка МДП, Карнет АТА, документы, которыми регламентируется предоставление льгот и преференций, в частности, при уплате таможенных пошлин на товары, происходящие из стран СНГ. Российское законодательство не может выходить за рамки международного, поэтому мы пока вынуждены продолжать принимать эти документы на бумаге.
- Участники ВЭД нередко жалуются на обилие документов, которые необходимо приложить к ГТД. В чьей компетенции сократить количество этих документов?
- Таможенным кодексом ТС определен перечень документов, подлежащих представлению при декларировании товаров. Вместе с тем законом "О таможенном регулировании в РФ" таможенные органы наделены правом сокращать этот перечень. Такая работа сейчас активно ведется. Многие из этих документов выдаются на территории РФ иными федеральными органами исполнительной власти, и естественным становится желание участника ВЭД, однажды получив любой из этих документов от соответствующего ведомства, уже не представлять его в другой госорган, включая и таможню. Эта работа ведется сейчас на правительственном уровне путем создания системы межведомственного электронного взаимодействия СМЭВ во исполнение Федерального закона N 210-ФЗ "О предоставлении государственных и муниципальных услуг". СМЭВ позволит в электронном виде взаимодействовать всем федеральным органам исполнительной власти, реализующим те или иные государственные функции или услуги.
Допустим, подразделение минпромторга выдает сертификат соответствия, который подлежит представлению при декларировании. Участник ВЭД имеет его на руках и указывает номер сертификата в декларации на товар. Таможня, используя свои информационные ресурсы и СМЭВ, получает сведения из этого сертификата в электронном виде напрямую из минпромторга, освобождая участника ВЭД от необходимости представлять его нам. В этом случае решается вопрос и оперативности представления, и достоверности, исключаются возможности каких-либо подтасовок, подделок, которые тоже иногда встречаются при проверке декларации в ходе таможенного контроля.
В рамках работы по созданию СМЭВ таможенная служба заканчивает согласование так называемых технологических карт межведомственного взаимодействия, где мы описываем не только какие документы необходимо представить нам, какие предоставляем мы сами, но и детально прописываем, какие, как и когда передаются сведения. По данному направлению разработано 26 карт, большая часть из них уже согласована и подписана. Мы надеемся, что до конца текущего года участники ВЭД уже почувствуют на себе реальные положительные результаты этой работы.
- Возникают проблемы при внедрении СМЭВ? Ведь не все ведомства настолько же продвинуты, как таможенная служба?
- При согласовании технологических карт и технологических возможностей мы столкнулись с тем, что различные федеральные органы исполнительной власти имеют разный уровень автоматизации своих процессов. В некоторых ФОИВ активно применяется внутренний технологический электронный документооборот, разработаны и применяются локальные сети для связи с региональными центрами. В некоторых федеральных органах эта составляющая налажена хуже. Например, у ФТС России есть ведомственная интегрированная телекоммуникационная сеть (ВИТС), она связывает все таможенные органы страны с Центральным информационно-техническим таможенным управлением (ЦИТТУ). Любой таможенный пост в режиме онлайн имеет связь и с центром, и с другим постом. Это довольно дорогое удовольствие, и у некоторых других ведомств таких возможностей нет, что сдерживает темпы перехода на электронное взаимодействие. Например, подразделения минсельхоза, которые выдают фитосанитарные сертификаты, большинство журналов до сих пор ведут "от руки". Соответственно, там необходимо будет пройти более длительный путь, чтобы перейти на полностью электронное взаимодействие.
- Может быть, есть смысл бизнес привлечь к решению этой задачи?
- Безусловно, сама по себе СМЭВ не решает всех вопросов организации электронного взаимодействия с участниками внешнеторговой деятельности. Простой пример: при декларировании товаров у нас документы представляются в электронном виде. Если у участников ВЭД документы до сих пор оформляются на бумаге, то для участия в электронном декларировании они вынуждены их формализовать, то есть изготовить их электронный аналог в определенном формате и подписать ЭЦП. Это требует дополнительных трудозатрат. Если же в бизнес-структуре внутренний документооборот и взаимодействие с контрагентами уже осуществляется в электронном виде, простейшие программы-конверторы позволяют использовать исходные файлы для формирования электронных документов, которые можно представлять в таможню. То есть электронный документооборот внутри бизнеса является важным условием для обеспечения полноценного электронного взаимодействия в дополнение к информобмену с ФОИВ.
- Насколько бизнесу вообще выгодно это электронное взаимодействие?
- Развитие электронного декларирования создало возможности дальнейшей автоматизации процессов проверки деклараций, позволило существенно сократить время этой проверки и, соответственно, срок нахождения товаров под таможенным контролем. Участники ВЭД у нас разбросаны по всей территории страны, и к каждому таможенного инспектора не приставишь. Таможенные органы создаются в крупных населенных пунктах, в местах концентрации товарных потоков. Старые технологии подразумевали, что декларацию и прочие документы необходимо собрать, привезти и подать на таможенный пост самому или через посредника-брокера. То есть участники ВЭД теряли время и, соответственно, деньги, предоставляя документы на бумажном носителе. Развитие интернет-технологий в перспективе позволит вообще отказаться от необходимости личного визита на таможенный пост, за исключением случаев досмотра или другого ограниченного круга ситуаций, когда требуется присутствие декларанта или его представителя. К слову, доля досмотров, проводимых ФТС России, в последние годы неуклонно падает и за 2011 год составила всего лишь около 6,8% от общего числа товарных партий - в два раза меньше, чем в 2009 году, и полностью в тренде лучшей международной статистики. Немаловажно и существенное сокращение коррупционных рисков: необходимость личного контакта таможенного инспектора с участником ВЭД теперь также резко сокращается.
Сейчас в России созданы 15 центров электронного декларирования (ЦЭД). Это таможенные органы, в которых сконцентрированы возможности для максимально быстрой проверки деклараций, подаваемых исключительно в электронном виде. ЦЭДы специализированы под применение технологии удаленного выпуска, которая была опробована два года назад, и многие участники ВЭД уже оценили ее. Товар фактически размещается на удаленных СВХ, в том числе приграничных терминалах, а декларация подается по Интернету в удобный для участника ВЭД центр электронного декларирования. Контрольная информация пересылается на терминал, после ее сверки декларация выпускается, и товар уезжает к потребителю уже не в статусе находящегося под таможенным контролем.
- Термин "удаленный выпуск" достаточно новый. Правда, что эта технология используется пока только при ввозе товара?
- Говоря бытовым языком, термин "удаленный выпуск" относится к проведению и завершению таможенного контроля в отношении товара, который выпускающий инспектор не только лично не видел, но и физически находился в это время на далеком расстоянии от него. В настоящее время ФТС России реализовала данную технологию, подразумевающую раздельный контроль документов и товаров не только в отношении ввозимых товаров, но и в отношении экспорта. Ближайшее будущее покажет, насколько мы были правы, предполагая, что технология "удаленного выпуска" будет активно востребована нашим бизнесом ввиду ее удобства, экономичности и возможности совершения таможенных операций на расстоянии.