10.05.2012 23:05
    Поделиться

    Сергей Мержанов: Создавайте музеи, возрождайте редкие профессии

    Почему в России, богатейшей народной культурой и промыслами, провинциальные музеи не привлекают посетителей, а молодежь не ходит на выставки народного искусства? Почему удачный опыт местных экспозиций можно пересчитать по пальцам, начав с поднадоевшего примера Перми, а в Европе практически в любом городе есть музей самого высокого уровня? На эти вопросы "РГ" отвечает архитектор и искусствовед Сергей Мержанов.

    Сергей Мержанов: По-моему, это вопросы больше социологические и экономические, чем культурологические. Ну посмотрите, кустарные профессии, а они часто главные источники музейных композиций, исчезают. Все то, что мы называем ремеслами или каким-то кустарным производством - изготовление одежды, обуви, предметов быта, - обесценено, низведено на самый провинциальный уровень, в худшем понимании слова "провинциальный". Исчезает местное своеобразие, культурное, историческое, городов. Все зависит от городских властей: любят или не любят они такого рода искусство, поддерживают эти промыслы, тратятся ли на них.

    Но у нас еще в советские времена было открыто множество провинциальных экспозиций, есть хороший опыт Золотого кольца...

    Сергей Мержанов: Если бы у нас была по-настоящему, по-европейски развита музейная отрасль, инфраструктура была бы сильная, промыслы бы не изживали себя. В 60-е годы был колоссальный прорыв, создано большое количество памятников, упомянутое вами Золотое кольцо. Казалось бы, облагородили столько замечательных городов в средней полосе России. Если бы все эти наши жемчужины были представлены так, как в Европе! Там потрясающе красивые сюжеты в музеях, огромная музейно-культурная инфраструктура, в которой нашлось место и для народной культуры, для интереснейших бытовых деталей современной и прошлой жизни. Все это очень широко представлено, в стилистике, привлекательной для молодежи. Золотое кольцо - тоже впечатляет. Это целая "обойма" памятников. Но за 45 лет, с тех пор как оно было создано, почти ничего не изменилось в подаче экспозиций, десять процентов новизны!

    То есть "безнадега". А у нее есть причины?

    Сергей Мержанов: Нежелание развивать культуру и нежелание из потенциала перевести ее в богатое культурное наследие. Вот, к примеру, есть страны, которые живут только туризмом: маленькая Черногория, Андорра. Нашу страну можно было бы сравнивать с Чехословакией (не будем замахиваться на ФРГ, Англию или Францию). И с Болгарией и Белоруссией, которые тоже очень сильно пострадали во время Второй мировой войны, можно. Да, западная часть России была очень сильно разрушена, но у нас же есть Владимирская область, Ярославская, Костромская, Вологодская, Рязанская, которые этих ужасов не испытали. Практически войны там не было. Посмотрите на Болгарию или Чехословакию, что у них было, с чего они начинали, как развивались и к чему пришли сейчас. Там в несколько раз увеличилось количество мест, где сохраняются ремесленные профессии. Нужно ставить вопрос, почему они исчезают у нас.

    И почему же?

    Сергей Мержанов: Профессии, которые принадлежат кустарному направлению, которые определяли бытовую культуру человека, даже еще в XX веке, до войны, и несли дореволюционные традиции, стали исчезать в 50-60-е годы. Когда появились совнархозы. Профессии угасли, потому что те, кто ими владел, стали стариками. Рубеж потерь - это все-таки война. До войны можно много интересного было встретить и в архитектуре, и в народном искусстве, и в быту, а после войны все индивидуальное обобществилось.

    Может быть, у нас нет специалистов европейского уровня, которые могли бы устраивать современные музейные экспозиции?

    Сергей Мержанов: Прямо в точку. Если говорить о редких профессиях, то экспозиционный дизайн - такая специальность и есть. В художественном и музейном сообществе Евгений Абрамович Розенблюм - человек-легенда. Искусствовед, в свое время занимался проектированием музеев и выставок. Он считал, что экспозиционным дизайном могут заниматься либо художники и архитекторы, которые вынуждены изучать специфику музейного дела, либо музейные работники, специалисты-музееведы, которые изучают изучают основы дизайна, основы художественного проектирования. То есть "два в одном флаконе". Розенблюм настаивал на том, чтобы создать особую профессию, специально готовить экспозиционных дизайнеров, которые изучают органично и интегрированно и музейное дело, искусство, и архитектуру. Но этого как не было, так и нет. Ушла советская идеологическая эпоха, когда, по требованию партийного руководства, музеи должны были освещать только революционные события и быть похожими друг на друга. Ленин, экономика, социализм! Человек входил в краеведческий музей где-нибудь во Владимирской области и чувствовал, что все это он уже где-то видел.

    Сейчас появилась возможность делать композиции, которые будут выражать художественное своеобразие именно этого, а никакого другого места. Но нет экспозиционных дизайнеров. Получается такой порочный круг.

    Если бы у вас появилась возможность, откуда бы вы начали "омузеивать" Россию?

    Сергей Мержанов: Наша средняя полоса размером как Европа. Там регионы с удивительным своеобразием, культурным и природным. Все это требует осмысления и показа. Нам говорят про патриотизм, так вот он - создавайте музеи, возрождайте редкие профессии. Но должна быть стратегия на федеральном уровне, а не просто к юбилею.

    Поделиться