6 июня в Пекине откроется двухдневный саммит ШОС. А в эту пятницу в китайской столице собрались главы МИД стран - членов этой набирающей международный вес организации. Работали быстро и слаженно.
Как стало известно корреспонденту "РГ", в согласованном вчера проекте декларации глав государств - членов Шанхайской организации сотрудничества о построении региона долгосрочного мира и совместного процветания прописаны практически все ключевые принципиальные позиции российской внешней политики, по которым Москва уже который год продолжает нелегкий спор с партнерами из Европы и США. Источник "РГ" в секретариате ШОС сообщил, что в документе, к примеру, зафиксирован призыв прекратить любые виды насилия на территории Сирии, откуда бы они не исходили. По этому поводу Россия вместе с Китаем после памятного вето в Совбезе ООН по сирийской резолюции за последние несколько месяцев сломали немало копий западных дипломатов. В ответ так называемые друзья Сирии во главе с Вашингтоном продолжают поддерживать сирийских оппозиционеров, полностью игнорируя официальный Дамаск, хотя в продолжающемся кровавом противостоянии явно виноваты обе противоборствующие стороны. Теперь на стороне России и Китая вся ШОС. В проекте декларации говорится о том, что государства-члены выступают и против военного вмешательства в дела всего ближневосточного региона, и против принудительного форсирования "передачи власти", и против применения односторонних санкций.
Неудивительно, что вчера в Пекине министры подчеркнуто повышенное внимание уделили проблемам региональной безопасности. Россия и Пекин не являются военными союзниками. Тем не менее в рамках ШОС все отчетливее звучат голоса в пользу концентрации сил и средств организации для обеспечения безопасности. Об этом же говорил глава российского внешнеполитического ведомства Сергей Лавров, выступая вчера в Пекине: "Все более очевидно, что мир находится на переломном этапе развития... Нельзя допустить повторения ливийского сценария в Сирии... Наша организация стала одним из ключевых факторов укрепления безопасности в Центральной Азии... Предлагаем обсудить вопрос о консолидации сил и средств государств-членов с целью обеспечения безопасности на пространстве Шанхайской организации сотрудничества".
И все же ШОС пока не собирается переходить на уровень "игры мускулами". Вчера в Пекине министры говорили в основном о расширении соответствующего инструментария политико-дипломатическим способом воздействия. Предусматриваются, в частности, такие меры, как заявление Генсекретаря ШОС, созыв внеочередного заседания Совета министров иностранных дел или секретарей советов безопасности, а также направление миссий ШОС для ознакомления с обстановкой на месте.
Лавров, помимо этого, считает крайне важным согласовывать позиции МИДов ШОС перед ключевыми международными форумами. И подобные консультации уже ведутся. Он назвал полезным разговор на уровне замминистров, который состоялся 30 марта в Пекине по Афганистану. "Очередную такую "сверку часов" предлагаем осуществить накануне Международной конференции 14 июня в Кабуле", - добавил Лавров. Кстати, как стало известно "РГ", на саммите ШОС в Пекине будет принято решение предоставить Афганистану статус наблюдателя при ШОС.
Разумеется, на июньском саммите ШОС в Пекине президенты обсудят далеко не только проект итоговой декларации. "Мы выходим на встречу лидеров с солидным пакетом документов", - сообщил Лавров.
Выступая в Пекине, глава МИД России заявил о том, что Москва рассчитывает на присоединение Узбекистана к Энергетическому клубу ШОС. "Усилиями энергетических ведомств наших стран на финишную прямую вышло создание Энергетического клуба, как открытой неформальной площадки для диалога по ключевым вопросам сотрудничества в этой области, - пояснил российский министр. - Интерес к Энергоклубу большой, в том числе со стороны государств - наблюдателей и партнеров по диалогу. Рассчитываем, что к этому проекту подключатся узбекские партнеры".
Сергей Пикин, директор Фонда энергетического развития:
- После распада СССР образовалось несколько регионов, которые потенциально могут конкурировать с Россией на энергетическом рынке. Но для них и в том числе для нашей страны гораздо выгоднее не соперничать, а сотрудничать. И чем больше участников будет вовлечено в процесс, тем лучше. Это поможет снизить затраты на энергетические проекты. Объединение должно помочь и в переговорах с Организацией стран -экспортеров нефти (ОПЕК). Когда она принимает решения, мнение России, как стороны, не входящей в состав ОПЕК, не учитывается. Если мы будем выступать большим представительством, с нами будут считаться.
Виталий Бушуев, генеральный директор Института энергетической стратегии:
- Баланс в мировой энергетике смещается в сторону Центральной Азии. С одной стороны - это перекрестье путей между Китаем и Европой, с другой - ближайший сосед России, с которым нашей стране важно определить общую позицию в сфере производства энергоресурсов. Энергетический клуб - подходящая для этого площадка. Во-первых, нужно обсудить перспективы мирового спроса на углеводороды. Мы пребываем в эйфории по поводу того, что у нас есть крупные запасы и все будут от нас зависеть. Но энергетическую политику в мире определяют вовсе не производители, а потребители. Важно представлять, будут ли наши ресурсы, востребованы, в каких объемах и кем. Второй вопрос - инфраструктура. Каждая страна сегодня пытается решить проблему в одиночку. А речь должна идти о создании общего энергетического моста между Китаем, Казахстаном, с примыканием к южным районам Центральной Азии, Россией, Белоруссией и Европой. И еще один аспект - инновации. Нужно оценить не только их плюсы, но и минусы . К примеру, их появление в одной только сфере добычи сланцевого газа уже грозит перевернуть мировую структуру энергетического баланса, что скажется на рынке.
Подготовила Юлия Кривошапко