Обнаружены первые тела погибших пассажиров самолета "Суперджет-100". Двенадцать уже эвакуированы. Сегодня поиски будут более результативными, надеется президент компании "Гражданские самолеты Сухого" (ГСС) Владимир Присяжнюк.
К работам в Индонезии, где в среду разбился наш лайнер, подключилось МЧС России. Два самолета с 68 специалистами на каждом борту, высоко проходимыми внедорожниками и вертолетами, вылетели в Джакарту.
Информацию о том, что на месте происшествия найдены бортовые самописцы, "РГ" в минпромторге не подтвердили. Их поиском займутся сегодня, как только в горах рассветет, уточнили в ведомстве. Бригады поисковиков получили фото с изображениями двух "черных ящиков" - параметрического и речевого.
Данные с самописцев позволят точно восстановить события последних минут полета, узнать, о чем говорили пилоты и какие решения принимали. До этого нельзя делать выводы о причинах трагедии: виноват ли экипаж, дало сбой оборудование, роковую роль сыграли погодные условия или диспетчеры предоставили некорректные координаты. Но сначала "черные ящики" надо найти, восстановить и расшифровать. Поэтому сейчас любые версии обсуждать нет смысла, сказали "РГ" в минпромторге. Что касается информации в СМИ о проведенном моделировании полета потерпевшего катастрофу самолета, то компания его не проводила, заявил Присяжнюк. Выводы также никто не делал.
Тем временем, индонезийский блогер Сеанд Мунир выдвинул еще одну версию, о которой написала газета Jakarta Post. Причиной крушения лайнера могли стать невыключенные мобильные телефоны, в том числе и абонентов российских сотовых операторов. "РГ" решила опросить экспертов, может ли телефон повлиять на работу аппаратуры самолета настолько критично, что выведет из строя систему.
По мнению эксперта, близкого к аэронавигационной отрасли, катастрофа может случиться только в том случае, если все пассажиры дружно начнут использовать свои мобильники как для разговора, так и для выхода в Интернет. Тогда это окажет влияние на приборы самолета. Другой точки зрения по поводу разговоров по телефону на низких высотах, при взлете и посадке придерживаются те, кто постоянно сидит за штурвалом пассажирского самолета. Даже импульс одного мобильника, говорит заслуженный пилот России, летчик-испытатель Михаил Марков, может сыграть роковую роль. И повлиять на электромагнитное поле так, что выведет из строя оборудование. Но для того, чтобы это произошло, должно совпасть еще немало факторов. Марков напомнил, что эксперты, расследуя крушения, проверяют всевозможные версии, вплоть до влияния на самолет НЛО. Три-четыре месяца они изучают их и только потом выносят свой вердикт. Но в любом случае Марков посоветовал пассажирам следовать просьбам экипажа самолета и выключать мобильные устройства на время взлета и посадки. А вдруг "немало факторов" совпадет именно в вашем полете?
тем временем
Третий день в ситуационном штабе в Джакарте работает индонезийско-российская комиссия по расследованию авиационных происшествий.
От России ее возглавляет замглавы минпромторга Юрий Слюсарь. Рабочие заседания идут в непрерывном режиме. Сформировано несколько подкомиссий: техническая, административная и инженерная, в которую вошли 30 экспертов. Принят план мер по расследованию. Как рассказал журналистам Юрий Слюсарь, который вчера летал к месту гибели авиалайнера, сегодня группа снова отправится туда для составления схемы катастрофы. Затем в Индонезию будут направлены образцы ДНК ближайших родственников погибших - для опознания.
Вчера также с представителями индонезийских авиакомпаний обсуждали судьбу двух подписанных контрактов на поставки 42 самолетов "Суперджет-100". На общую сумму 1,132 миллиарда долларов. "Надеемся, что трагедия не отразится на их реализации. И у нас еще будет возможность доказать все преимущества и безопасность авиалайнера", - заявил замминистра. Планируется, что он и российские эксперты проведут в Джакарте еще не менее недели.