В Египте прошли первые в истории страны дебаты кандидатов в президенты. Соперники обсуждали самый острый вопрос - о будущем светского строя.
В студии сошлись экс-глава МИД Египта, бывший генсек Лиги арабских государств Амр Муса и Абдель Фотух, в прошлом - член египетского движения "Братья-мусульмане", запрещенного за экстремизм при Хосни Мубараке. Сейчас он считается умеренным исламистом. Оппоненты разошлись во взглядах на новую конституцию страны. Для египтян это вопрос первостепенный. От того, что пропишут в основном законе, зависит будущее государства, до сих пор считавшегося светским. Если Муса высказался за проект, в котором мусульманам гарантируется шариатское право, а всем остальным - свобода совести, то Фотух заявил, что "шариата было бы достаточно".
Эксперты признают: шансы на сохранение светского строя тают на глазах. Парламентские выборы обернулись внушительной победой исламистов - "Братьев-мусульман" и более радикальных салафитов. Это не предвещает ничего хорошего христианскому меньшинству коптов. А оно весьма внушительное - их в стране около шести миллионов. После победы "арабской весны" Египет уже покинули десятки тысяч христиан, столкнувшихся с волной насилия и поджогами церквей. Очевидцы говорят и о возросшем "исламском прозелитизме" с телеэкранов и страниц газет. Недавно для студентов Асуана решили организовать "курсы антихристианизации". Они призваны "противостоять попыткам обращения мусульман в христианство". "Обращение египетских мусульман в нынешних условиях практически невозможно, - объяснил "РГ" известный эксперт Алексей Малашенко. - Там ситуация безумно тяжелая, мусульмане и христиане находятся в жесткой конфронтации". Она проявляется и на бытовом уровне. "Если вы ищете работу, вас спросят не только о вашем имени, но об именах вашего отца и дедушки. И если среди них нет упоминания о Мухаммеде, вас признают христианином, - рассказал агентству Zenit священник-иезуит Самир Халиль Сами. - Это часто становится причиной отказа. А еще христианам у нас нельзя преподавать арабский язык, поскольку это "язык Корана".