В южных регионах РФ малый бизнес открывают женщины

Значительная часть малых предпринимателей южных регионов, занимающихся торговлей, не могут пользоваться залоговыми займами и кредитами, поскольку у половины из них нет личного автотранспорта, а у 40 процентов - собственной недвижимости. Высокие риски бизнеса, отсутствие ликвидных залогов и качественной отчетности не позволяют получать финансирование в банках.

Такие выводы содержатся в только что опубликованном исследовании, проведенном российской микрофинансовой компанией.

Этот опрос впервые охватил довольно внушительную аудиторию - более половины тысячи предпринимателей, работающих на крупнейших оптовых и розничных рынках в 30 городах страны.

Согласно данным исследования, постоянные сложности с финансовым обеспечением испытывают 37 процентов респондентов. Несмотря на это, банковские кредиты являются одним из самых распространенных способов получения финансирования для развития бизнеса. В банки предпочитают обращаться порядка 60 процентов предпринимателей. При этом более половины опрошенных выбирают кредитную организацию, исходя из величины ставки, а для 20 процентов решающей является сумма кредита - более миллиона рублей.

61 процент женщин от 30 до 40 лет работают в сфере торговли южных регионов страны

Главным минусом кредитования в банке более половины принявших участие в исследовании бизнесменов считают бумажную волокиту. Необходимость залога отталкивает 22 процента предпринимателей, а длительные сроки оформления являются негативным фактором для 17 процентов. На этом фоне, отмечают эксперты, существенно возрастает количество предпринимателей, обратившихся в микрофинансовые организации. За последний год общий объем этого рынка увеличился более чем на 30 процентов.

- В южных регионах использование заемных средств для развития собственного бизнеса является особо востребованной услугой, - сказала корреспонденту "РГ" гендиректор микрофинансовой компании "Финотдел" Татьяна Юрина. - Чаще всего этой возможностью пользуются представители малого бизнеса и индивидуальные предприниматели, работающие в сфере торговли и услуг. Их доля составляет свыше 75 процентов от общего портфеля займов. Имея много схожих черт с другими регионами, микрофинансовая деятельность на юге страны в силу географического положения имеет и ряд особенностей. Здесь дольше период "климатического лета", а, как известно, более 62 процентов предпринимателей называют именно зиму периодом спада в бизнесе.

Интересно, что обобщенный портрет предпринимателя, работающего в сфере торговли, выглядит примерно так. Как правило, это женщина, от 30 до 40 лет, имеющая среднее или среднеспециальное образование и занимающаяся розничной торговлей более пяти лет. Как оказалось, менее всего сфера торговли привлекает пожилых людей: среди опрошенных оказалось лишь 17 процентов предпринимателей в возрасте от 50 лет. Молодежь также проявляет к этому виду бизнеса невысокий интерес: всего 22 процента опрошенных принадлежат к возрастной группе от 20 до 30 лет.