Помимо внутренних проблем, а их великое множество, Франсуа Олланду предстоит в режиме "с корабля на бал" столкнуться с международными, которые, надо отметить, не были первостепенными в ходе его предвыборной кампании. Об этом разговор с президентом института по изучению общественного мнения "ViaVoice", известным французским социологом и аналитиком Франсуа Мике-Марти.
- Первый зарубежный визит буквально на следующий день после церемонии вступления в должность, которая намечена на 15 мая, новый президент нанесет Ангеле Меркель. Обозначен приоритет?
Франсуа Мике-Марти: Конечно. У Олланда грандиозный план - изменить ориентиры европейской экономической и финансовой политики. Без Берлина сделать это невозможно. Особенно когда долговой кризис, того гляди, опять вспыхнет с новой силой. Президент прекрасно отдает себе отчет в важности прочных отношений с Германией, без которых процесс европейского строительства теряет смысл. Поездка видится непростой, ибо предстоит убедить немецкого канцлера подкорректировать Бюджетный пакт ЕС, добавив меры по стимулированию экономического роста. Судя по всему, Меркель будет стоять на своем: ведь бюджетная дисциплина - ее "конек", с которого она не собирается слезать.
- Есть ли, по-вашему, у Олланда шанс на успех?
Мике-Марти: Посмотрим. Одно я знаю точно, и наши опросы это подтверждают: большинство французов хотят, чтобы выход из кризиса шел по пути промышленного подъема, внедрения инноваций, новых технологий, что может привести к созданию богатств и рабочих мест. Так что надо убедить немцев в правильности такого подхода. Тяжело, но реально. Если не получится, то это может подорвать доверие к Олланду, что плохой знак в начале президентского мандата. Хотя, надо сказать, его поддерживают некоторые европейцы, в том числе датчане.
- Как я понял, Олланд также выступает за введение еврооблигаций.
Мике-Марти: И к этому вопросу немцы тоже очень чувствительны. Они не хотят обезлички долговых обязательств стран еврозоны. Для них она крайне невыгодна. Если сейчас Германия может заимствовать средства на международных рынках под низкий процент, то в случае введения евробондов он повысится. Немцы не желают расплачиваться за чужие грехи. Как видите, Париж хочет одного, а Берлин - другого. Где выход? Как всегда, в компромиссе.
- Вторая половина мая и июнь станут для Олланда месяцами "мировых смотрин": череда саммитов - "восьмерки" в Кэмп-Дэвиде, НАТО - в Чикаго и "двадцатки" - в мексиканском Лос-Кабосе. Внешнеполитический курс остается прежним или Олланд его подправит?
Мике-Марти: Общий настрой в команде нового президента таков: улучшить имидж Франции в мире. Сделать дипломатию более взвешенной и независимой по сравнению с той, которая была при Николя Саркози. Ведь именно этого, если опять-таки исходить из наших опросов, хотят французы. К примеру, в отношениях с США. Не исключаю, что диалог с Вашингтоном может осложниться в ближайшем будущем.
- Как, на ваш взгляд, будут складываться связи с Россией?
Мике-Марти: Из того немногого, что было сказано новым президентом, можно сделать вывод, что традиционные, сложившиеся десятилетиями хорошие отношения продолжатся. В частности, в экономической области. Все соглашения, включая продажу "Мистралей", будут соблюдены. Не станем забывать, что между нашими странами переброшено множество мостов и мостиков, и, как, мне представляется, их может стать еще больше. К примеру, в области энергетического диалога.