Правительство внесло в Госдуму проект закона "О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг", который регламентирует весь закупочный цикл.
Теперь чиновник, пожелавший купить для своего кабинета антикварную мебель или пополнить автопарк своего учреждения дорогим лимузином, задумается, прежде чем делать заказ.
Федеральная контрактная система предполагает полную прозрачность закупок, конкуренцию в федеральной контрактной системе, профессионализм заказчика, единство федеральной контрактной системы, ответственность за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и эффективность расходования бюджетных средств. Обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о федеральной контрактной системе. А все сведения, размещенные в единой информационной системе, должны быть полными и достоверными.
Законопроектом предусмотрены и мониторинг, и контроль за процессом на каждом его этапе, а также персональная ответственность должностных лиц заказчиков за их действия при выборе способа закупки, их обоснованию и оценке результатов контракта. Публикации подлежат все существенные действия заказчика - обоснование цены контракта, выбор процедуры закупки, изменение или расторжение контракта. Вводится институт общественного контроля за госзакупками. В законопроекте предусмотрено создание общественного совета с довольно большими полномочиями - члены совета даже могут быть включены в конкурсные комиссии заказчиков. Общественные "контролеры" вправе запрашивать всю информацию о закупках и ходе исполнения контрактов и оценивать и саму процедуру, и итоги исполнения контрактов, обращаться от своего имени в правоохранительные органы в тех случаях, если в действиях или бездействии заказчика или других участников процесса обнаружатся признаки состава преступления.
Законопроектом предполагается и создание специального подразделения, отвечающего за реализацию всего цикла закупок - контрактная служба заказчика. С ее сотрудников как раз и будет спрос за соблюдение всех требований, предусмотренных законом о госзакупках, и за качество исполнения контракта. Документом вводится блок антидемпинговых мер. К примеру, участник размещения заказа при предоставлении заявки, содержащей предложение о цене контракта на 25 или более процентов ниже начальной цены (максимальной) цены контракта обязан выдать ее полный расчет и обоснование. Законопроект предоставляет возможность заказчику в одностороннем порядке расторгнуть контракт без решения суда, если исполнитель его не выполняет. Исполнитель в этом случае может оспорить расторжение в надзорном органе или в суде.
Предусматривается обязанность госзаказчиков обнародовать планы закупок на сайте на три года вперед, а на текущий год в более подробном плане-графике с указанием выбора процедуры закупок, расчета начальной цены и прочего.
Как сообщил член Комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству, куда направлен законопроект, Игорь Игошин, депутаты уже готовы к рассмотрению этой инициативы. "Еще два месяца назад при Комитете образована рабочая группа по данному законопроекту. Она подключилась к работе над текстом еще до его внесения в правительство, - сообщил Игошин, заметив, что "в ближайшие дни будет организовано заседание рабочей группы: с тем, чтобы уже к 1-му чтению иметь четкое понимание, как законопроект должен дорабатываться". "Я считаю, что благодаря этому он может быть принят полностью всего за несколько месяцев, - сказал депутат. - А так называемый 94-й закон, действующий сейчас и - будем откровенны - вызывающий серьезное недовольство, утратит силу".