Тарифы на обслуживание авиаторов во всех московских аэропортах сделают одинаковыми, сообщили "РГ" в Минтрансе. Случится это, когда три воздушные гавани столицы объединит одна управляющая компания. В перспективе может быть создан Национальный оператор для управления госактивами аэропортов и аэродромов.
Как сообщил высокопоставленный источник в Минтрансе, 4 мая в правительство был представлен доклад о создании управляющей компании, которая сначала будет работать над развитием московского авиаузла (МАУ). Интеграция частных и госструктур позволит привлекать более дешевые деньги для развития. Планируется, что между управляющей компанией и правительством будет заключено соглашение об экономическом регулировании деятельности. Компания будет координировать развитие инфраструктуры трех аэропортов. Тогда оно будет согласованным. Это позволит привлечь транзитные рейсы и повысить конкуренцию российского хаба с европейскими, считают в Минтрансе. Что положительно скажется и при создании Международного финансового центра в Москве. Вырабатывать механизм консолидации будет международный консультант. В течение месяца планируется провести отбор из числа заинтересованных компаний, которых не менее 15. А уже летом государство может заключить соглашение с консультантом. Финансировать разработки по созданию единой управляющей компании авиационного узла будут, скорее всего, аэропорты. Они уже дали согласие на это, уверяют в Минтрансе, подчеркнув, что ни одно совещание по поводу преобразований в МАУ не проходит без их представителей.
Предложения транспортных властей основаны на международном опыте. Специалистам Минтранса оказалась близка базовая модель управляющей французской компании. Во Франции сначала создали госпредприятие, а после консолидации активов его преобразовали в акционерное общество. Контрольный пакет акций управляющей компании остался государственным, а остальные акции были проданы, чтобы выручить деньги на развитие инфраструктуры аэропортов. Для развития нашего столичного узла тоже не хватит вложений из госбюджета.
Тем временем к 2015 году Внуково должно обслуживать до 20 миллионов человек в год, а в Домоедово - до 60 миллионов при двух взлетно-посадочных полосах у каждого аэродрома. В Шереметьево при трех полосах - до 65 миллионов. Тогда МАУ сможет обслуживать до 150 миллионов пассажиров в год. Для этого необходимо вложить в аэродромы 104,4 миллиарда рублей, но в федеральной программе предусмотрено 53 миллиарда. Дефицит составляет чуть больше 51 миллиарда. И это только затраты на реконструкцию аэродромов. Еще около 100 миллиардов рублей необходимо на расширение пассажирских терминалов аэропортов. Сейчас они развиваются неравномерно. Во Внуково, по оценкам Минтранса, существует даже излишек пространства. В Шереметьево все сбалансировано с существующим потоком пассажиров. Но после строительства третьей полосы в терминалах станет тесно. На их расширение понадобится 37 миллиардов рублей. И, наконец, в Домодедово сегодня явный дефицит площадей в пассажирском терминале, считают в Минтрансе. И чтобы пассажирам было комфортно, необходимо вложить 60 миллиардов рублей. Но на этих трех аэропортах, как говорится, свет клином не сошелся. Когда их мощностей уже не будет хватать, то перспективными для развития пассажирских перевозок могут стать подмосковные Кубинка и Астафьево. Далее под эгидой управляющей компании планируется развивать аэропорты в других регионах, предполагают в Минтрансе.