До 1 июня 2012 года рабочая группа Федеральной антимонопольной службы (ФАС) должна представить правительству предложения по переходу рынка услуг фиксированной телефонной связи из состояния естественной монополии в конкурентное. Причина - широкое распространение мобильной связи, которая давно готова конкурировать с фиксированной.
По данным ФАС, за последние 11 лет на рынке услуг фиксированной связи происходил равномерный прирост абонентской базы, она росла приблизительно на 5 процентов в год. А тарифы на фиксированную связь за это время выросли более чем в 7 раз (с 60 рублей в месяц до 435 рублей в месяц). За последние два года абонентская база услуг фиксированной связи сохраняется практически неизменной, рост по России составил 0,6 процента, снижение абонентской базы зафиксировано в пяти административных округах из восьми. При этом на рынке услуг сотовой связи прирост абонентов составляет 5-10 процентов, а тарифы, наоборот, снизились в 15 раз (с 15 рублей за минуту в 2000 году до 1 рубля в 2011-м).
Казалось бы, мобильная связь скоро вовсе вытеснит фиксированную, однако хоронить стационарные телефоны рано. Например, как рассказали "РГ" в компании МГТС, хотя рынок фиксированной связи плавно снижается за счет массового распространения интернет-сервисов, в МГТС в прошлом году абонентская база выросла на несколько десятков тысяч пользователей.
Рост спроса на услуги фиксированной телефонии происходит в основном благодаря модернизации сетей. Работы по цифровизации линий связи продолжаются, строятся новые и модернизируются существующие линии. Строящиеся волоконно-оптические линии связи оснащаются оборудованием перспективных технологий, что повышает их пропускную способность и обеспечивает потребителям высококачественные услуги. А операторы фиксированной связи предлагают новые сервисы.
"Для привлечения новых абонентов компании, работающие на этом рынке, предлагают дополнительные услуги телефонии, которые отвечают современным требованиям: цифровой АОН, переадресация вызовов, отправка СМС, конференцсвязь, ожидание вызова, удержание вызова и ряд других. Все более привлекательными для абонентов становятся пакетные предложения, в которые включаются услуги цифровой телефонии, доступа в Интернет, телевидения. Это стало возможно благодаря массовой цифровой телефонии", - пояснили в МГТС.
По мнению экспертов, основные услуги связи, к которым традиционно относится телефония и передача данных, не могут полностью удовлетворить потребности корпоративного сектора, и операторам приходится предоставлять ряд дополнительных сервисов, таких как организация систем обработки вызовов без привязки к территориальному расположению офиса, гибкая система переадресации. Сюда входят так называемые интеллектуальные услуги связи, которые позволяют объединить сотрудников, находящихся в различных офисах или вне офиса, организовать call-центр, установить автоинформатор, заменяющий секретаря, создать гибкую систему переадресации вызовов, подключить номер для бесплатных входящих вызовов, проводить совещания по конференцсвязи и др. При этом клиенту нет необходимости покупать офисную АТС, так как функции по обслуживанию номеров, маршрутизации звонков при распределении вызовов и т. д. берет на себя оператор с использованием своего оборудования.
Также к дополнительным услугам относится и передача голоса по IP-сетям - IP-телефония, или VoIP. В числе дополнительных телефонных сервисов можно также назвать продажу "красивых" номеров. Кроме того, операторы фиксированной связи предоставляют корпоративным клиентам услуги видеонаблюдения, цифрового телевидения, хостинга, аренды приложений и др. Все это можно отнести к сервисам, приносящим дополнительный доход - VAS (Value Added Services).
Хотя предоставление подобных услуг уже стало нормой среди операторов фиксированной связи, но как основные эти услуги рассматривать рано, поскольку они не могут существовать без основных услуг: телефонии и передачи данных. Однако можно ожидать, что акценты потребления бизнес-клиентов в недалеком будущем сместятся в сторону дополнительных услуг и сервисов, и именно их наличие будет определяющим в конкурентной борьбе за клиентов. Очевидно, что чем больше у оператора новых дополнительных услуг, тем более он привлекателен для клиентов.
Пока же эти акценты не сместились, потребители услуг фиксированной связи пользуются в основном обычными стационарными телефонами. И рынок телефонных аппаратов напрямую зависит от рынка фиксированной связи. По данным минкомсвязи, из-за развития мобильной связи и насыщения рынка связи фиксированной количество стационарных телефонных аппаратов уменьшилось - с 31,4 штуки на 100 человек в 2010 году до 31,1 штуки в 2011 году Снижение небольшое, зато эти "штуки" становятся все удобнее и функциональнее.
"Рынок терминального оборудования фиксированной связи (в который входят стационарные телефоны, факсы и многофункциональные устройства (МФУ) с функцией факса) в 2011 году мы оцениваем в 6,7 миллиона устройств, - говорит руководитель департамента планирования продаж "Панасоник Рус" Евгений Трещетенков. - Более половины рынка составляют беспроводные телефоны DECT, остальное - это проводные телефоны, факсимильные аппараты и многофункциональные устройства с функцией факса".
Последние несколько лет, по словам эксперта, рынок демонстрировал устойчивый рост. "В 2012 году впервые ожидается незначительное снижение рынка, возможно также снижение и в следующем году с дальнейшей стабилизацией на определенном уровне - исходя из количества фиксированных линий в России и, возможно, некоторого снижения их числа, - продолжает Евгений Трещетенков. - Что касается беспроводных DECT-телефонов, то востребованы они в основном в домашнем сегменте, только около 15-20 процентов таких аппаратов продается юридическим лицам, при этом для В2В предлагаются также и профессиональные DECT решения, работающие совместно с офисными АТС. А вот проводные телефоны в последние годы, наоборот, все меньше пользуются спросом для домашнего использования, более половины продаж проводных телефонов приходится на бизнес".
Что касается факсимильной связи, то, несмотря на мнение многих экспертов, пророчащих смерть "факсу" с внедрением и развитием Интернета, этого не происходит. "Факсимильная связь используется практически всеми без исключения компаниями, - отмечает Евгений Трещетенков. - Факсимильное сообщение воспринимается как более официальный документ по сравнению с электронной почтой. Простой пример из жизни - это подтверждение бронирования гостиницы для получения визы в некоторых посольствах: подлинник или факс с номером отправителя в колонтитуле".
Смерть факсимильной связи может приблизить массовое использование электронной цифровой подписи. Однако, как объяснил "РГ" юрист Александр Козлов, с внедрением ЭЦП в России есть проблемы, которые не решены как на законодательном, так и на исполнительном уровне, даже несмотря на то, что Федеральный закон "Об электронной цифровой подписи" принят больше года назад. Дело в том, что законодатель не описал, каким образом определяется личность "подписанта" и место заключения сделки, не уточнил, как должен храниться электронный документ. Так что пока закон не доработают, все сделки будут заключаться на бумаге. А бумага с обычной печатью и подписью будет передаваться по факсу.
Сегодня многие крупные организации хотели бы пользоваться ЭЦП, ведь это облегчит работу как самих компаний, так и государственных органов. Но увы - недоверие, связанное с уязвимостью как законодательной, так и технической базы, вынуждает организации работать по старинке.
"Так что сегодня факсимильные аппараты и МФУ с функцией факса занимают примерно 9 процентов рынка устройств фиксированной связи, - говорит Евгений Трещетенков. - До кризиса 2008 года, несмотря на постоянное развитие доступа в Интернет, рынок факсимильных аппаратов рос на 5-10% ежегодно и в своем пике достиг 400 тысяч штук. После сильного падения рост восстановился, но в 2011 году снизился по сравнению с 2010 годом. Сказывается, естественно, влияние интернет- технологий, а также увеличение продаж многофункциональных устройств, совмещающих в себе копир, принтер, сканер, а также факс".