На долю чиновников приходится около половины нарушений антимонопольного законодательства, рассказал "РГ" замруководителя Федеральной антимонопольной службы Андрей Цариковский.
Cлуги народа "химичат" с госзакупками, предоставляют необоснованные преференции "своим" компаниям и соз дают препятствия для "чужаков".
Что их может остановить? Наказывать надо жестче?
Андрей Цариковский: Одни нарушают по незнанию - это особенно характерно для муниципального и регионального уровней. Другие пользуются служебным положением, чтобы извлечь выгоду для себя. Думаю, даже ужесточение наказания здесь не поможет. Должно появиться новое поколение экономистов и новое поколение чиновников.
Которые не будут брать взятки?
Андрей Цариковский: Нарушать закон, чтобы извлечь выгоду для себя, у нас будут еще долго. Ситуацию изменит большая работа по борьбе с коррупцией, прежде всего, на бытовом уровне. Ведь пока общество в целом не отучится давать и брать взятки, чиновники честнее не станут - они часть общества. Другое вопрос - знание антимонопольного законодательства. Бизнес в этом плане уже заметно продвинулся. Теперь и госведомства должны понять, что нельзя вмешиваться в экономику силовыми методами. Когда это произойдет, нарушений точно станет меньше.
Правительство утвердило постановление о ведении реестра нарушителей антимонопольного законодательства. Что даст этот "черный список"?
Андрей Цариковский: Мы уже давно ведем такую базу данных для себя, теперь будем это делать официально.
В реестр заносятся крупные нарушители антимонопольного законодательства. Это дела, где речь, как правило, идет об оборотных штрафах. В случае нескольких нарушений подряд к должностным лицам компаний может применяться такой вид наказания, как дисквалификация. Реестр нужен для удобства. Так проще вычислять "рецидивистов".
А много у нас случаев дисквалификации?
Андрей Цариковский: Мало пока. Мы не очень активно пользуемся этим видом наказания, да и случаев, когда в нарушениях был бы виноват один и тот же руководитель, немного. Те, кто поумнее, стараются распределять ответственность в пределах одной компании, возлагая ее на разных должностных лиц.
Какое наказание более действенное: то, которое накладывается в целом на компанию, или на конкретного руководителя?
Андрей Цариковский: Если говорить о бизнесе, то действеннее штрафные санкции в отношении всей компании. Госчиновникам, напротив, совершенно неважно, какое наказание применяется в отношении их ведомства, а вот персональное взыскание значит гораздо больше. Кстати, мы когда еще только начинали работу по так называемым "рейдам на рассвете" - внезапным проверкам компаний по делам о сговорах, общались с коллегами из Швеции. Интересовались, что они делают, если им какая-то компания по запросу, к примеру, не предоставила информацию. Они удивлялись и не понимали вопроса. У них, если в бизнес-среде становится известно, что кто-то не ответил на запрос антимонопольного ведомства или не пустил на территорию для проверки, это может обернуться колоссальным подрывом репутации. У нас, к сожалению, пока иначе: дать отпор ФАС считается круче. Хотя за последние годы отношение к нашему ведомству все-таки изменилось. Раньше у меня часто спрашивали, что это за служба и чем она занимается. Теперь такие вопросы практически не возникают. Некоторые компании уже разрабатывают инструкции для своих сотрудников: что делать и как вести переговоры, если к вам пришли проверяющие из ФАС. Даже юристов специально нанимают.
Какая сейчас ситуация с конкуренцией в нашей стране?
Андрей Цариковский: В тех отраслях, где вводились новые мощности, или тех, которые создавались с нуля, - текстильная, кондитерская промышленность, IT-рынок - с конкуренцией все хорошо. Монополистов нет, никто не давит. Много фактов злоупотребления доминирующим положением в тех секторах, которые Россия получила в наследство от социализма практически в неизменном виде - металлургия, нефтегазовая отрасль. Там требуются крупные капиталовложения, масштабное техническое перевооружение, поэтому ситуация с конкуренцией меняется очень медленно. Хотя вступление в ВТО и в перспективе в ОЭСЭР, создание единого экономического пространства с Казахстаном, Белоруссией и другими странами должны многое изменить.
Бизнес вашего оптимизма не разделяет.
Андрей Цариковский: Это понятно. Неприятно, когда вы всю жизнь в одиночку торговали помидорами по 10 рублей и вдруг приехали какие-то товарищи, которые продают эти помидоры по три рубля. Появление конкурентов редко кого радует. А конкуренты будут: рынок в 140 миллионов вполне платежеспособных потребителей многих привлечет. Для наших предпринимателей это повод задуматься, как снизить стоимость своего товара либо сделать помидоры настолько вкусными, что их будут продолжать покупать по 10 рублей, не обращая внимания, что рядом есть более дешевые. Потребители в любом случае будут в выигрыше. Мы со своей стороны будем очень внимательно следить за тем, чтобы иностранные компании, которые придут на наш рынок, не нарушали правила конкуренции, и оперативно реагировать на любые жалобы представителей нашего бизнеса.
Пока они жалуются на подготовленные ФАС новые поправки в Закон о конкуренции, которые требуют от бизнеса большей "прозрачности".
Андрей Цариковский: Поправки, о которых идет речь, не писались специально. Это "осколки" третьего антимонопольного пакета. По ним в свое время возникли разногласия, поэтому мы вынесли их "за скобки", чтобы быстрее утвердить основную часть третьего пакета. А с принятием оставшегося кусочка не торопились. Логично, чтобы над ним уже работало новое правительство.
Думаете, у него возникнет меньше вопросов?
Андрей Цариковский: Нет. Вопросы, конечно, будут. Просто было бы некорректно пытаться "на флажке" что-то быстро пропихнуть.
По каким пунктам вы не собираетесь договариваться и будете продолжать отстаивать свою позицию?
Андрей Цариковский: Договариваться и приходить к общим решениям надо всегда: худой мир лучше доброй войны. Вообще, то, что было для нас принципиально, вошло в третий антимонопольный пакет. Инициативы, которые обсуждаются сейчас, касаются технических моментов. Мы отдаем себе отчет в том, что они достаточно дискуссионные и точки зрения на необходимость принятия этих поправок могут быть разные.
То есть, если минэкономразвития будет продолжать настаивать, что предлагаемые вами поправки принимать не нужно, вы особо спорить не будете?
Андрей Цариковский: Повторюсь: таких моментов, ради которых стоило бы идти к вице-премьеру Игорю Ивановичу Шувалову и требовать созывать совещание, не осталось. Есть моменты, которые мы считаем важными, но готовы искать компромиссные варианты. Это в первую очередь обязанность компаний публиковать правила своей торговой политики для обеспечения большей прозрачности их работы. (Речь идет о доминирующих на своих рынках игроках. По мнению ФАС, для них нужно установить требование раскрывать данные об определении стоимости товара, объемах продаж, а также важные условия договоров, заключаемых с партнерами, и основания для отказа в заключении договоров, - "РГ").
Зачем вообще понадобилось корректировать закон о конкуренции?
Андрей Цариковский: Он был принят в 1991 году. С тех пор экономика сильно изменилась. В России начала развиваться конкурентная среда, сформировались новые объекты рынка, появилась госпомощь бизнесу, различные торги - все это нужно было учесть. Поскольку закон о конкуренции - это закон об экономике, потребовалось вносить поправки в него. Мы серьезно откорректировали систему штрафов. Раньше они были копеечные - можно было просто закладывать некую сумму в бюджет компании и работать дальше. Нарушил, заплатил, и никаких проблем. Теперь активно используем так называемые оборотные штрафы, которые могут быть больше в десятки, а то и сотни раз.
Новый Закон о конкуренции был принят в три приема. Мы позаботились о том, чтобы он согласовывался с международными нормами. Кстати, один из общемировых трендов - это уход от мелочной опеки. И мы ему следуем. Если когда-то порог объема сделки, которая подпадала под контроль ФАС в России, составлял 150 миллионов рублей, то сейчас 7 миллиардов. Разница заметная. Иными словами, в зоне нашего внимания сейчас либо очень крупные сделки, которые могут существенно влиять на экономику, либо те, где идет речь о конкретных нарушениях антимонопольного законодательства.
С 7 января введена новая норма закона, которая должна повысить качество антимонопольного контроля при проведении торгов. Речь идет о статье 18.1, которая распространяется на торги по продаже госимущества. Теперь у антимонопольной службы есть право так же, как и в госзаказе, возбуждать дела по торгам и выдавать предписание в короткий, 7-дневный срок. В третьем антимонопольном пакете, с одной стороны, упрощен доступ к государственному и муниципальному имуществу, с другой - установлены более четкие критерии по отбору и процедуре проведения торгов. Раньше процедура была общая, и к моменту завершения рассмотрения дела и обжалования решения в судах имущество фактически могло находиться у другого хозяйствующего субъекта. Теперь проведение торгов при наличии предписания ФАС невозможно.
Госдума готовится к рассмотрению законопроекта о Федеральной контрактной системе. ФАС устраивает вариант документа, который внесли в парламент?
Андрей Цариковский: У нас к нему по-прежнему много вопросов. Но не таких, по которым были бы принципиальные разногласия с минэкономразвития. В целом документ проводит достаточно правильные идеи, не перечеркивает то, что уже было сделано. Он вполне готов для первого чтения, и мне кажется вполне логичным, что дальнейшая дискуссия теперь будет вестись на площадке Госдумы.