Весной рынок биологически активных добавок (БАДов) переживает подъем - всем хочется стать красивее, стройнее, забыть о зимних недомоганиях и простудах, поэтому мы вспоминаем о правильном питании. А сегодня без БАДов обеспечить его сложно. Еще совсем недавно эти товары были нам неведомы, наши бабушки-дедушки и даже папы-мамы о них и слыхом не слыхивали. Но с последних десятилетий ХХ века весь цивилизованный мир потребляет их на миллиарды долларов в год.
Виноват во всем прогресс. К середине ХХ века на предприятиях механизмы заменили ручной труд, наши дома благоустроила бытовая техника, автомобили заполнили улицы. Мы стали меньше двигаться и работать физически, тратить меньше энергии и, соответственно, меньше есть. Обычный горожанин сейчас съедает примерно вдвое меньше того, что потребляли наши деды - около 2500 ккал в день вместо 5000. Но это означает, что в организм современного человека поступает намного меньше тех элементов пищи, которые наука называет эссенциальными, то есть незаменимыми. Названы так они потому, что организм не может их синтезировать сам, они должны поступать извне, с пищей. Не обращать внимания на дефицит эссенциальных веществ - обрекать человека на множество недугов: от нервных болезней до ослабления иммунитета, от гормональных нарушений до рака.
Исследования НИИ питания РАМН установили, что почти все население России, прежде всего подростки и беременные женщины, испытывает дефицит многих витаминов - D, С, Е, группы В, во многих наших регионах в воде и пище не хватает йода, селена, магния, в питании большинства россиян налицо дефицит пищевых волокон... Ученые еще в конце прошлого века придумали выход: надо добавлять к обычному рациону ценные вещества, которых не хватает, - и равновесие будет восстановлено. Эти дополнения и получили название "биологически активные добавки". В них входят сотни веществ, десятки разных активных соединений.
- Понимание важности биодобавок для улучшения метаболизма, восполнения недостающих в питании веществ с каждым годом растет, - рассказала "РБГ" доцент кафедры клинической нутрициологии факультета повышения квалификации медицинских работников РУДН, кандидат медицинских наук Людмила Карушина. - Врачи все охотнее идут к нам на обучение. Но, к сожалению, главные врачи медицинских учреждений нередко запрещают их выписывать пациентам. Причины понятны - элементарное незнание.
Объем рынка БАДов в России за последние 10 лет вырос почти в 15 раз - с 1,3 млрд руб. в 2002 году до 20,3 млрд руб. в 2011-м. Только за последний год, по данным DMS group, в денежном выражении он подрос на 22,3%, хотя прирост в упаковках был скромнее - всего 2%. Согласно исследованию агентства PБK research, ежегодный рост потребления БАДов в мире составляет 3-5%, а в России этот показатель почти втрое выше. Но быстрый рост - всего лишь компенсация многолетнего отставания: если в развитых странах добавки регулярно потребляют от 60 до 90% населения, то у нас пока не больше 15.
- Важно, что индустрия по производству биологических активных добавок - одна из немногих в России, где доминирует отечественный производитель, - считает исполнительный директор Некоммерческого партнерства производителей БАДов Марина Пономарева. - В ней соотношение 60 на 40% в пользу отечественного производства.
Рост рынка добавок обеспечен не только повышением спроса, но и ростом доходов населения: в последние годы мы охотнее тратим деньги на профилактику заболеваний и активнее используем БАДы. Быстрому росту способствует также сокращение теневого сегмента. Главным его инструментом служит сетевой маркетинг, когда сам потребитель продукта становится его распространителем. Многим памятны встречи с людьми, в конце ХХ века продававшими повсюду популярное средство для похудения. В метро, в офисах, на медицинских выставках их можно было заметить по значкам "Хочешь похудеть? Спроси меня, как". После скандалов, в которых выяснилось, что в их продукте присутствуют запрещенные и вредные вещества, они из виду пропали, хотя сама компания по-прежнему на плаву. Но многие другие производители БАДов, раньше работавшие в сфере прямых продаж, теперь ушли в аптечный сегмент, что и сократило долю "серых" продаж.
Активному развитию рынка способствуют и более мягкие условия его регулирования. Так, наценка на БАДы в отличие от лекарств не ограничена. В отдельных аптеках наценки на добавки могут превышать 50%, а на лекарства они в большинстве регионов ограничены 25-30% и даже меньше. А значит, включение БАДов в ассортимент выгодно аптекам, так как увеличивает их прибыльность.
Помимо этого БАДы проще и легче продвигать, чем лекарственные средства, для которых существует значительно больше регуляторных ограничений. Так, для их регистрации обязательными являются доклинические и клинические испытания, а для БАДов проводятся только токсикологические и гигиенические исследования, их эффективность доказывать не требуется. Для лекарств регистрируются конкретные показания к применению, БАДы же имеют только рекомендации по применению, что дает возможность их производителям произвольно выбирать акценты в рекламе. Продажа фармпрепаратов разрешена только в аптечной сети, а БАДы могут продаваться как в аптеках, так и в любом торговом предприятии, имеющем лицензию на торговлю пищевыми продуктами. Реклама рецептурных лекарств ограничена только профессиональными изданиями для медиков, а на БАДы это ограничение не распространяется. И, по данным мониторинговых агентств, расходы на нее растут даже быстрее, чем сам рынок. Это легко заметить по телерекламе - почти в каждом рекламном блоке непременно присутствуют и ролики про БАДы. Только вот отличить их от рекламы лекарств практически невозможно, хотя по закону на рекламирование добавок наложены серьезные ограничения.
Так, подобная реклама не должна создавать впечатления, что они являются лекарственными средствами или обладают лечебными свойствами. Но телевизионные ролики одного из крупнейших производителей БАДов такое впечатление как раз и создают. И мужчина в трусах, который сообщает по телефону, что капсул "надолго хватит", и томная дама, раскрывающая секрет, "как в 60 выглядеть на 25", воспринимаются как реклама именно лекарств. Сообщение о том, что продукт "не является лекарством", мелькает в самом конце, когда впечатление о его эффективности уже создано. Да и на упаковках добавок это предупреждение напечатано самым мелким шрифтом. Более того, Федеральная антимонопольная служба не раз штрафовала производителя за недобросовестную рекламу, но меньше ее не становится.
- У подобных компаний это своего рода стратегия, - поясняет председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей КонфОП Дмитрий Янин. - При их доходах заплатить штраф в 100 тысяч рублей - пустяки, и они легко идут на нарушения.
- Все реализуемые в аптеках БАДы должны пройти сертификацию на безопасность и быть включены в федеральный реестр, - говорит Людмила Карушина. - При сертификации предъявляются четкие требования и к этикетке. На ней должно быть ясно написано, что это не лекарство. Иначе свидетельство о госрегистрации может быть отозвано.
Есть у компаний, производящих добавки, и другие грехи - к примеру, нередко используются торговые названия похожие на известные бренды лекарств: авось, потребитель спутает. В рекламе встречается выражение благодарности за то, что добавка "помогла", что тоже запрещено законом, и т.п. Но в целом, система контроля за производством и продажей БАДов постепенно ужесточается - проверки становятся жестче и регулярней, правила работы на рынке строже.
- Сейчас регистрация БАДов осуществляется уже в рамках Таможенного союза (ТС), - продолжает Марина Пономарева. - За два года его существования зарегистрировано 9134 БАДа, из них около 57% (5188) - добавки российского производства. Нормативная база ТС в большей части соответствует тому, что было в российских нормативных документах, но есть и некоторые изменения - в ходе гармонизации нормативной базы производители дорабатывали техническую документацию и ингредиентный состав ряда добавок.
Реже стали встречаться и аферы с продажей обычных добавок под видом дорогих лекарств "от рака" или "от сердца" доверчивым пенсионерам. Эксперты не раз высказывали предложения ввести и полные клинические испытания добавок на эффективность, как это делается в США. Возможно, и это станет реальностью. Бесспорно одно - сегодня БАДы для многих становятся привычной составляющей правильного питания. И чем требовательнее будет к ним потребитель, тем прозрачней и цивилизованней будет становиться и сам рынок.