Главная претензия к ЕГЭ - возможность списать на экзамене или сдать бланки, которые кто-то уже заполнил за тебя.
Сделать ЕГЭ более честным и прозрачным должна, по идее, система общественного наблюдения. А раз так, корреспондент "РГ" пошел записываться в общественные наблюдатели. Кто может им быть? И что для этого надо? Разберемся.
В многомиллионной Москве, как ни странно, записаться можно только по одному адресу: в Московском центре качества образования (МЦКО) на Шаболовке. Центр спрятался возле Рощинских и Михайловских переулков. Чтобы его найти, прилично пришлось поплутать среди жилых домов и узеньких улиц.
Полдень. Охранник на входе скучает: "Вы куда?" - "Записываться в наблюдатели!" Он оживляется: "Вам налево по коридору на пятый этаж. Проходите, пожалуйста!" Сотрудницы отдела, где регистрируют заявления от наблюдателей, тоже обрадовались мне, как родной.
"Вот бланк, заполняйте. Вы фотографии принесли?" Фотографий у меня с собой нет. "Ничего страшного, - успокаивают, - вы нам их по электронной почте скиньте, чтобы еще раз сюда не ехать!"
"А вы от какой организации?" - спрашивает самая молоденькая. "Я сама по себе". - "С активной жизненной позицией, значит?" - с уважением смотрит она. Похоже, таких сюда приходит немного.
Пишу заявление. В числе прочего надо подтвердить, что у меня нет родственников, которые нынче сдают ЕГЭ, и я не работаю ни в школе, ни в Рособрнадзоре. С легкостью заполняю эти графы. Но в голову лезут нехорошие мысли: попасть совершенно легально на ЕГЭ может и учитель, и чиновник. Ведь судя по всему, никто никого не проверяет по базе данных. Да и вряд ли это возможно. Так что если есть "личный интерес", главное - попасть именно в ту школу, где сдает знакомый или родственник.
Но заявление, оказывается, еще не все. За несколько дней до экзамена надо получить пропуск. К моему удивлению - не по тому же адресу в центре, а на другом конце Москвы, возле метро "Сокол". Хотелось бы надеяться, что в регионах наблюдателей хотя бы не заставляют мотаться из одного конца области в другой.
В прошлом году в Москве было зарегистрировано 1500 наблюдателей. Получается, в среднем по одному на школу. Не густо. Даже если допустить, что человек намерен честно выполнять свои обязанности, один он мало что заметит. Тем более если он не связан с системой образования. Знакомая учительница подтвердила мои догадки: "Учителя, которые будут подсказывать или писать работу за другого, могут прийти на экзамен под чужой фамилией, с чужими бейджиками. Их закроют в отдельной комнате, которую могут даже опечатать, или в подвале, подсобке столовой".
Так и было в прошлом году в Ростовской области, когда в месте проведения ЕГЭ оказался заведующий отделом образования, передавший "своим" людям список тех, кому надо помочь. В это время в другом городе Ростовской области - Морозовске 30 учителей по приказу заведующего отделом образования и вовсе писали работы за учеников.
Директор МЦКО Алексей Рытов надеется, что в этом году в столице будет больше общественных наблюдателей. Хотя и признает: родители не так активны, как хотелось бы. На последнем общем родительском собрании в департаменте образования он обратился к родительскому активу - почти тысяче человек. Записались единицы.
- По нынешним правилам заявление на аккредитацию общественного наблюдателя на ЕГЭ можно подавать лично, приехав в МЦКО или по электронной почте, - рассказывает Алексей Рытов. - Наши сотрудники готовы и сами приехать к вам, чтобы забрать заявления. Но это в том случае, если от какой-нибудь организации хотят аккредитоваться несколько человек. Рытов согласен с тем, что в Москве прием заявлений должен идти не в одном пункте, а в нескольких. Например, в окружных управлениях образования.
Родители, которые заинтересованы в объективных оценках на ЕГЭ, должны идти в наблюдатели. И если в каждом пункте будет не один, а пять-десять лишних глаз, нарушений станет меньше. Пока что, судя по опросу "РГ", лишь 33 процента готовы стать общественными наблюдателями, потому что уверены: их присутствие поможет кому-то получить честные баллы. Из них в наблюдатели запишутся от силы 10 процентов.
65 процентов родителей вообще не видят в этом смысла, так как, по их мнению, "те, кому надо, все равно спишут". Конечно, спишут, если на ЕГЭ соберутся только "свои люди" из числа педагогов и других заинтересованных лиц. сегодняшний день в Москве в наблюдатели записалось уже 1300 человек, включая корреспондента "РГ".
Любой совершеннолетний россиянин, кроме работников Рособрнадзора, органов, осуществляющих управление в сфере образования, образовательных учреждений, а также учредителей российских образовательных учреждений. Необходимо заранее подать заявление, указать паспортные данные и экзамен, на котором вы хотите присутствовать , а также наличие близких родственников, проходящих ЕГЭ в этом году (что может стать поводом для отказа). Еще нужны две фотографии размером 3х4. Заметим, общественные наблюдатели работают бесплатно.
Константин Кочетков, директор центра образования N 218, Москва:
- Сейчас есть претензии к организации записи в общественные наблюдатели. Но, по моему мнению, упрощать процедуру не стоит, иначе появятся лазейки для заинтересованных лиц. Для наблюдателей надо проводить обучающие занятия. Противники упирают на то, что у нас сейчас многие юридически подкованы. Но не зная нюансов ЕГЭ, вы не поймете, что под видом чистого листка кому-то передали решение. Для многих выпускников экзамен является стрессом. И тут действия неподготовленного наблюдателя могут создать лишнюю помеху. Это тоже аргумент в пользу предварительного обучения.
Галина Степаненко, прима-балерина Государственного Большого театра России:
- Сдачу ЕГЭ обязательно должна контролировать группа независимых наблюдателей! Но при этом - профессионалов. Наблюдатели должны быть в каждой школе. Только так можно предотвратить попытку недобросовестно сдать ЕГЭ. И желательно, чтобы даже дальние родственники наблюдателей не сдавали в этот момент единый госэкзамен.