Недавно старший специалист Всемирного банка Жан-Луи Расин выступил с заявлением о том, что России необходимо не только стимулировать развитие инноваций, но и развивать механизмы, способствующие быстрому и дешевому отказу от неудачных инновационных идей.
Иными словами, по мнению высокопоставленного международного эксперта, хорошие инновации нужно развивать, а плохие инновации развивать не нужно. Согласитесь, какая неожиданная и глубокая мысль. Не всякому в голову придет. И ведь человек не пожадничал - пересек многие тысячи километров, чтобы открыто поделиться своей идеей.
Впрочем, подобный альтруизм в целом свойственен экспертам Всемирного банка. В феврале прошлого года они заботливо информировали нас о бесперспективности "сырьевой модели" и советовали развивать высокотехнологические сектора экономики. Чуть позже, в июле, они доверительно сообщали, что темпы инновационного развития во многом зависят от наличия большого числа высокопрофессиональных кадров. Теперь - вот это.
Когда мы говорили о своей надежде на поддержку Запада в вопросах реализации политики инновационного развития, мы прежде всего рассчитывали на продуманные профессиональные консультации со стороны людей, обладающих серьезным и системным практическим опытом в сфере развития высокотехнологических секторов экономики. Но мы отнюдь не горели желанием получения бесплатных советов, которые потому и бесплатны, что ничего не стоят. К тому же за которые нам будут стремиться предъявить вполне осязаемые счета в виде требований снижения импортных пошлин или привлечения иностранных компаний к гос проектам.
Сегодня появилось огромное количество желающих советовать России, как ей строить инновационную политику. Сейчас у нас зарегистрировано более 600 международных экспертных и аналитических агентств, обеспечивающих стратегический консалтинг в сфере инновационного развития. Это больше, чем число рекламных агентств. Любая относительно крупная инновационная конференция полна представителями подобных организаций. Среди них, несомненно, попадаются грамотные и профессиональные специалисты. Но в основном уровня подобных экспертов хватает только на то, чтобы пересказать последнюю статью из The Economist или Financial Times. При этом они крайне амбициозны и высказывают намерение предложить свои услуги только для крупных программ федерального уровня. Ну в крайнем и только в крайнем случае - регионального.
Но низкий уровень профессионализма - это еще полбеды. Как выясняется, значительная часть этих экспертов не очень дружна с законом, что и стало основной причиной приезда в Россию. Уже несколько раз случались скандалы из-за того, что иностранные эксперты, привлекаемые нашим правительством в качестве консультантов крупнейших российских программ и проектов в области инновационного развития, оказывались в международном полицейском розыске. Причем имели место не только факты мошенничества или уклонения от налогов, но и прямая "уголовка". Или того хуже. Когда я участвовала во встрече с делегацией Массачусетского технологического университета, то принадлежность доброй половины американских экспертов к различным разведывательным службам читалась невооруженным взглядом. Не скрывалась ни военная выправка, ни специфическая краткость изложения мыслей. Спокойно можно было вставлять в любой шпионский боевик на роли второго плана. Когда одного из них спросили, чем обусловлена его готовность оказать помощь в реализации российских инновационных проектов, то он четко и уверенно доложил, что он очень любит Россию и очень любит российскую историю.
То настоящее "экспертное" паломничество, которое наблюдается у нас в последнее время, вызвано двумя причинами: наличием у страны большого объема финансовых средств, а также твердой и самостоятельной внешней политикой. Целью таких специалистов является "срубить" легких денег за счет простого использования западного бренда. Либо контролировать ход реализации наших важнейших экономических проектов и попытаться навязать нам собственные методики экономического развития, которые способны поставить нас в некоторую административную зависимость, что в принципе позволит влиять на нашу политику. В своей последней книге Виктор Пелевин называл таких экспертов "дискурс-монгерами" и приравнивал их к офицерам регулярной армии, способным наносить врагу не меньший ущерб, чем применение боевого оружия. Естественно, не стоит им приписывать возможности какого-то стратегического влияния на нашу политику, но на то, что их советы будут приносить нам реальную помощь, точно не стоит рассчитывать.
К сожалению, их натиску крайне сложно сопротивляться, поскольку у них есть товар, который у нас крайне востребован. Он называется "одобрение Запада". Какие бы проекты ни запускались, нам обязательно нужен этот ярлычок. При этом мы понимаем, что оно того не стоит, но привычно включаем этот продукт в корзину государственного заказа. Это очень соответствует результатам иррациональных поведенческих реакций в покупательской среде, когда покупается откровенно менее удобный, красивый и функциональный товар ну просто потому, что это "фирма".
Но то, что простительно для обычных людей, естественно, совершенно неприемлемо на государственном уровне. России необходимо с большей осмотрительностью подходить к выбору иностранных инновационных консультантов. Наличие европейского гражданства - это еще не показатель высокого уровня профессионализма и ума. А то в лучшем случае вполне может получиться как в произведении русского классика. Изысканный французский гувернер окажется простым французским матросом, приехавшим в Россию, потому что не смог устроиться на родине.