Пару месяцев тому назад известный западный предприниматель и программист Пол Грэм, основатель известного бизнес-акселератора Y Combinator, написал пост, призывающий начинающих предпринимателей и стартаперов к новым технологическим прорывам. Удивительно, но предложение разработать новый поисковый движок и электронную почту, как и стать новым Стивом Джобсом, выглядит аргументированным и убедительным. А главное - вдохновляющим. Особенно для российской аудитории инноваторов, которая традиционно сильна в сфере IT-разработок и в большинстве своем разделяет мнение о том, что главный и чуть ли не единственный залог успеха бизнес-проекта - это принципиальная новизна идеи, разработка продукта, модели, сервиса, ранее не известного человечеству, желательно с технологической инновацией в своей основе. Безусловно, любая подобного рода деятельность - это двигатель прогресса, абсолютно необходимая для развития любой экономики. Вопрос исключительно в том, что она не единственная. Есть страны, вполне преуспевающие, которые успешно растут за счет не только научных и технологических, но и маркетинговых, производственных, управленческих инноваций. Именно в этих областях отставание России заметнее всего, как показывает глобальный индекс инновационности, составленный в прошлом году бизнес-школой INSEAD (у России - 56-е место).
Как это ни парадоксально и грустно, но ставка на технологические прорывы не дает желаемого эффекта: в недавнем мировом рейтинге по использованию информационных технологий Россия заняла... то же самое 56-е место! Необходимость поддерживать и развивать технологические инновации абсолютно очевидна. Но не стоит забывать и об инновациях другого рода. Чтобы сделать что-то нужное, выдающееся и полезное, стать лучше, эффективнее, успешнее других, не всегда обязательно изобретать что-то принципиально новое, можно делать то же самое, что многие другие, но иначе, лучше, качественнее и т.п.
Есть сферы, где аналогичные стратегии работают наиболее эффективно, например в потребительском Интернете. На первый взгляд - это территория, где уже яблоку негде упасть. Количество онлайн-магазинов и различного рода сервисов огромно. Но если оценивать все это разнообразие с точки зрения зрелости, качества, прибыльности, онлайн-компаний международного уровня в России найдется не так уж и много. У интернет-рынка сегодня огромный потенциал. С одной стороны, это самая большая и самая быстро растущая в Европе интернет-аудитория, а с другой - значительное превышение спроса над предложением в области качественных онлайн-продуктов и сервисов. Какая стратегия будет более эффективна с учетом этой ситуации? Креатив, мечтательность, долгий процесс создания продукта переходят в область "предметов роскоши". Если хочешь преуспеть, у тебя нет возможности сидеть и год писать какой-то продукт. Идеи летают в воздухе, выигрывает не тот, кто придумал идею интереснее, а тот, кто ее первым реализовал. Потому что даже самая оригинальная идея через какое-то время теряет свою актуальность.
Идея, лежащая в основе нового бизнеса, сама по себе может быть не нова, и это, как ни парадоксально, не лишает ее инновационности. Она может оказаться новой, например, именно для локального рынка. Полтора года тому назад мы открыли первый специализированный онлайн-магазин обуви в нашей стране, опираясь на опыт ведущих мировых аналогов в области онлайн-торговли обувью. Тогда никто не верил, что российские женщины будут покупать обувь через Интернет (как это делают люди во всем мире). Сегодня у него многомиллионный оборот, сотни тысяч заказчиков, среди которых - 50% в регионах!
Некоторые оппоненты стратегии "последователей" часто ссылаются на национальные особенности, тем более если речь идет об отечественном потребителе. Как руководитель компании, построившей уже 18 новых бизнесов для потребителей в Интернете, с полной ответственностью могу сказать, что эти представления сильно преувеличены. Наши люди мало чем отличаются от французов, бразильцев или китайцев в своих желаниях получать качественные, экономящие время и деньги продукты и услуги. Ключевая потребность каждого из нас - это повышение качества жизни. Сегодня российские потребители лишены еще множества сервисов (и в онлайне, и офлайне), уже давно доступных жителям других стран.
Люди в России часто (порой неосознанно) хотят пойти своим собственным путем. Главное, считают они, чтобы этот путь был каким-то принципиально инновационным, альтернативным всему, что уже существует. Исследования опыта многих известных компаний, включая Boeing, IBM, Apple, Wal-Mart, Honda, Toyota, Pepsi, General Electric, Nintendo, показывают, что многие лидеры современного бизнеса построили свой успех именно на творческой переработке и развитии чужих идей. Если заглянуть в историю предпринимательства, то можно найти множество доказательств того, что успеха гораздо чаще добивается не тот, кто был первый, а тот, кто оказался в нужное время в нужном месте и учел опыт своих предшественников, дабы не повторять их ошибки. Знает ли кто-нибудь о компании LetsBuyIt.com? Этот проект был первым сервисом групповых покупок наподобие Groupon, но он не сумел развиться в популярный и прибыльный проект. А вот его последователи сумели. Поэтому о Groupon знают все, а о LetsBuyIt - никто.
Чтобы быстро построить качественный хороший востребованный бизнес, необязательно придумывать что-то принципиально новое. Можно посмотреть по сторонам, изучить международный опыт и найти то, что уже пользуется спросом там, но еще не реализовано здесь. Построить аналог, адаптировав его к нашей действительности. Кто-то до нас уже набил все шишки и протоптал дорогу. Задача начинающего предпринимателя - не повторять ошибок и найти способ усовершенствовать то, что уже сделано до него.