14.05.2012 23:40
    Поделиться

    Правительство одобрило главные направления налоговой политики

    Кабинет министров рассмотрел основные направления налоговой политики на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов. Согласно документу, представленному минфином, приоритеты правительства в области налоговой политики на ближайшие три года сохранятся. Главная задача - обеспечить устойчивость бюджетной системы, основные цели - поддержка инвестиций и стимулирование инновационной деятельности.

    Все инициативы программного характера ранее уже обозначались и правительством, и минфином, говорит руководитель налогового отдела "ОПОРЫ России" Михаил Орлов:

    - Отрадно то, что правительство пошло по правильному пути реформирования специальных налоговых режимов, сделав их более доступными для налогоплательщиков. Здесь хотелось бы отметить и увеличение до 60 миллионов рублей размера оборота, который позволяет перейти на упрощенную систему налогообложения, и переход на добровольный порядок уплаты единого налога на вмененный доход.

    Малый бизнес требовал этого уже давно. Еще один плюс - реформа налога на имущество организаций. Некоторые предприятия малого и среднего бизнеса работают по общей системе налогообложения, поэтому уплачивают налог на имущество. В этой связи исключение из-под налогообложения основных средств, которые не относятся к недвижимости, малый бизнес воспринимает положительно. Малые предприниматели не имеют больших объемов недвижимости, но в то же время обновление основных фондов во многом сдерживалось из-за того, что впоследствии будет необходимо уплачивать налог на имущество.

    Инициативы, освобождающие от налогообложения это имущество, безусловно, можно приветствовать. По налогу на прибыль со знаком плюс можно оценить идею правительства сблизить налоговый и бухгалтерский учет. Сегодня бухгалтеры вынуждены вести как налоговый, так и бухгалтерский учет, что значительно увеличивает нагрузку на них. Пока не очень понятно, каким путем будет идти это сближение, но по крайней мере тренд заявлен и можно надеяться, что он рано или поздно будет реализован, - рассказал Михаил Орлов "РБГ". Однако не для всех предпринимателей налоговый маневр пройдет безболезненно.

    Будет продолжена работа по повышению уровня налогообложения добычи природного газа. Порядок исчисления НДПИ на добычу горючего природного газа будет зависеть от колебаний цен на газ. При установлении ставок НДПИ на газ с 1 июля 2013 года станет применяться формула, в результате которой у производителей газа будет изыматься 80 процентов дополнительных доходов. Речь идет о доходах, получаемых от продажи природного газа на внутреннем рынке в связи с принятыми решениями об увеличении оптовых цен на газ свыше прогнозируемого уровня инфляции, отмечается в документе.

    При расчете ставки НДПИ получаемые отраслью дополнительные доходы будут скорректированы с учетом роста расходов на транспортировку газа, в связи с увеличением тарифа на транспортировку газа, а также дополнительных расходов, связанных с отменой льгот по налогу на имущество организаций для собственника единой системы газоснабжения. Ставки НДПИ при добыче газа установлены в следующих размерах: с 1 января по 31 декабря 2012 года в размере 509 рублей за одну тысячу кубометров добытого газа, с 1 января по 31 декабря 2013 года включительно - 582 рубля, начиная с 1 января 2014 года - 622 рубля. Эти ставки определены только для "Газпрома" как собственника объектов Единой системы газоснабжения. Для остальных организаций они корректируются понижающими коэффициентами. По оценке минфина, к 2016 году это может дать бюджету страны прибавку в 1 процент ВВП.

    Если планы минфина реализуются так, как представлено в документе, пострадают от дополнительной налоговой нагрузки, во-первых, организации, добывающие нефть, газ, уголь и другие природные ресурсы. Их доходы будут более "заработанными". Во-вторых, организации, реализующие подакцизные товары. Продавцов табака, крепкого алкоголя, моторного топлива и прочих товаров, попадающих в эту группу, ожидает повышение ставок на акцизы с 2015 года. Не стоит расслабляться и налогоплательщикам, имеющим налоговые льготы, перечень которых предполагается ежегодно актуализировать, то есть некоторые льготы могут быть в будущем отменены, пояснила главный консультант аудиторской компании МКПЦН Галина Шалдина.

    Директор московского офиса Tax Consulting UK Эдуард Савуляк считает иначе: "Было бы наивно ожидать чего-то революционного от "Направлений...", которые уже с десяток лет сохраняют свой стиль "полумер". А выиграет, как ни крути, только крупный бизнес. Для крупного бизнеса с большим количеством работников и основных средств и жалкое снижение до 30 процентов налогов с зарплат, и совершенствование амортизационной политики выливается в огромные деньги (о миллиардах в целом по стране говорить точно можно). Плюс если обратить внимание на налоговые льготы, то именно крупный бизнес может рассчитывать на амортизационную премию (112 млрд), налоговые каникулы по НДПИ (176 млрд), льготы по налогу на имущество (134 млрд). Как и предполагалось, налоговый маневр, предлагаемый "Деловой Россией", предусматривающий снижение НДС, ЕСН и налога на прибыль до 15%, не учтен вовсе. Речь не идет о снижении в принципе! НДС и налог на прибыль не изменятся вовсе".

    Документ не содержит и радикальных предложений по пенсионной реформе. С 1 января 2014 года предполагается сохранение тарифа страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на уровне 2013 года -- 30 процентов. При этом для малого бизнеса и некоммерческих организаций, осуществляющих основную деятельность в области социального обслуживания населения, а также благотворительных организаций и организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, - 20 процентов. Также в соответствии с уже принятыми решениями о сроках действия льготных ставок тарифа будет происходить постепенный выход отдельных категорий плательщиков из льготного обложения страховыми взносами на общеустановленный тариф. "В случае необходимости поддержки отдельных секторов экономики будут предоставляться иные меры государственной поддержки, не затрагивающие систему обязательного социального обеспечения", указано документе. Однако, что конкретно имеется в виду, неясно.

    Повыситься должно налоговое бремя и для наиболее состоятельных россиян. Единого налога на роскошь не появится, но большой вклад в бюджет предстоит сделать владельцам мощных авто и недвижимости. По расчетам минфина, под новое налогообложение подпадут около 20 тысяч автомобилей, из них 7 тысяч - в Москве и 1 тысяча - в Московской области.Впрочем, фискальных целей налог не преследует. Эта мера скорее направлена на восстановление социальной справедливости, говорят в минфине. Эксперты же называют новый налог символическим. "Видимо, результат здесь не столь важен, сколько сам факт наличия такого налога в России, - говорит руководитель департамента бизнес-оценки компании "Фин экспертиза" Алексей Баскаков. - Этот налог не решает ни одной из задач, которые стоят перед государством. На сегодня у нас есть хороший прогноз по нефти, сформированный бюджет. Но те проблемы, которые есть, - пенсионная проблема, проблема ЖКХ, соцсфера - нужно решать за счет налогов. А этот налог сам по себе ни на что не влияет. Когда его изначально обсуждали, планировалось увеличение налоговых сборов на 1,5%. После этого его модернизировали, не просчитав затратную часть даже примерно", - сказал Баскаков.

    Действительно, сколько будет стоить проведение работ по оценке всего имущества, содержание бюрократического аппарата и не окажется ли казна в результате в минусе - большой вопрос. Если это касается яхт, самолетов, то такое имущество будет выводиться из-под налогообложения за счет увода в офшоры. Поэтому большинство стран сейчас от налога на роскошь отказываются. По этому пути уже пошли и Европа, и Америка.

    Поделиться