Татьяна Бетенева
Правительство утвердило 30 технологических платформ, которые должны обеспечить реформу госсектора отечественной науки. Первой из них была создана платформа "Медицина будущего". О том, как идет работа по ее развитию, "РБГ" рассказала председатель платформы, профессор Сибирского государственного медицинского университета (Томск), член-корреспондент Российской академии медицинских наук Людмила Огородова.
- Людмила Михайловна, так что такое технологическая платформа (ТП)- это новая модель организации научного поиска или технология определения научных приоритетов?
- И то, и другое одновременно, а еще и инструмент государственной политики для развития частно-государственного партнерства в сфере науки и технологий. Как определить приоритетные пути развития науки? Любой ученый субъективен в этом процессе, но нам необходимо определять программы долгосрочного развития страны. Ошибка на старте даже в один градус может увести очень далеко, и через 20-30 лет нас спросят: как же вы так ошиблись, не туда деньги тратили? Кроме того, государство может вкладывать средства в фундаментальную науку, но не в прикладную. И получается, что нередко новые разработки остаются на этапе идеи, не дойдя до производства. Кто должен преодолеть этот разрыв? Поэтому и возникла новая задача: государство вкладывает средства в те фундаментальные исследования, которые в дальнейшем будут интересны бизнесу. И тогда мы все риски разделим пополам. По этому принципу строятся и все наши федеральные целевые программы, так работают и технологические платформы в Евросоюзе: 50% финансирования - бюджетные средства, еще 50 - деньги бизнеса. Мы создавали платформу "Медицина будущего", придав ей все эти идеи.
- Как определяли приоритетность проектов, которые включены в платформу?
- С помощью инструментов технологического прогноза, на основании вызовов - как российских, так и зарубежных. При оценке мировых вызовов учитывали и степень влияния России на них - конкурентоспособны ли мы? На базе ТП стартовали и инновационные инструменты. Один из них - сеть центров прогнозирования развития науки и технологий в области наук о жизни. В ней будет 10 базовых организаций. Эта сеть позволит поднять потенциал региональной науки, потому что каждый центр - это не одна организация, а целый кластер, внутри которого будут выделять "центры компетенции" или "центры превосходства", как их еще называют.
- А кто определяет эти самые центры компетенции - тут ведь важно, чтобы оценка была объективной, а не по принципу "кто кому друг"?
- Существуют общепризнанные процедуры оценки компетенции. Эти организации должны занимать лидирующие позиции в научно-исследовательской работе, инновационной и производственной деятельности. Они должны быть участниками федеральных целевых программ, программ инновационного развития предприятий, иметь успешный опыт реализации программ, которые финансирует госбюджет, или инновационных проектов. Подтверждением компетенции являются также положительные результаты экспертизы их проектов в Роснано, Сколково и других институтах развития. Сотрудники такой организации должны подтвердить свой профессиональный уровень общепринятыми в мире характеристиками. Это импакт-фактор (индекс авторитетности научного журнала. - Ред.), индекс цитирования сотрудников института или лаборатории, наличие грантов разного уровня.
- Сегодня прием новых заявок на участие в платформе закончен?
- Платформа открытая, мы всех приглашаем. Но участники должны принять наши условия, отраженные в меморандуме.
- На разработку стратегической программы исследований отведен год. На каких условиях она создается?
- Программа будет заключаться в перечне конкретных проектов, затем минэкономразвития на конкурсной основе выделит деньги на ее разработку. Проектные предложения также пройдут четырех этапную экспертизу. Первый этап - оценка научной составляющей, второй - экспертиза интеллектуальной собственности, третий - рассмотрение бизнес-плана, четвертый - оценка возможных инвестиций. Кроме самих проектов в программе должны быть представлены и программы подготовки кадров (их профинансирует Минобрнауки России при участии бизнеса), перечень источников инвестиций (предполагается, что это будут средства институтов развития, предприятий-заказчиков, субсидии, кредитование и др.), список зарубежных партнеров, если требуется заимствование технологий за рубежом, перечень договоров междуучастниками-исполнителями проекта полного цикла.
- А как результаты, полученные наукой, придут в практическую медицину?
- Важным моментом для внедрения в практику является их включение в порядки оказания медицинской помощи. Этот этап также должен быть включен в программу стратегических исследований. Поэтому мы будем работать с главными специалистами минздравсоцразвития с самых ранних этапов научных проектов. Заключительным этапом жизненного цикла технологии должна стать ее "упаковка" для передачи промышленному партнеру.
- Кто ваши конкуренты?
- Сейчас правительство уже одобрило 30 платформ, хотя всего заявлено было более 200. Конкуренция серьезная, и государство еще будет оценивать, кому дать деньги на разработку стратегической программы.
- А проводится ли экспертиза инновационности предлагаемых проектов? Чтобы не продвигали разработки 30-летней давности под видом новых?
- Именно поэтому мы тщательно выбираем экспертов, которые будут вести оценку инновационности проектов. Планируем пригласить к работе около 1000 специалистов - известных и успешных ученых, которые сегодня работают как в России, так и за рубежом. Важно, чтобы они хорошо ориентировались в технологическом прогнозе для своей области. К примеру, в фармакологии за год во всем мире создается не более 5 инновационных молекул. 36 наших инновационных молекул мы пытаемся набрать уже второй год, и эффективность выбора примерно два проекта из 10 заявок. Но ведь инновационными бывают не только молекулы, но и технологии - например, инсулин в форме таблеток. Такой проект сегодня выполняется в Сибири, его технология позволит снижать дозы препарата. Или материалы для медицины - это абсолютно конкурентная среда для нас. Сегодня в российских аптеках уже продается новейший наноструктурный перевязочный материал. Несколько стран выразили желание открыть у себя предприятия по этой технологии.
- Будут ли продукты, созданные в рамках ТП, востребованы практикой? Не останутся лежать на полках аптек, например?
- Мы все сделаем для того, чтобы они оказались востребованными. И в этом, я думаю, свою роль должны сыграть и Госдума, и мы, как депутаты, и новый департамент инновационного развития минздравсоцразвития. Если бы я думала, что это не так, я бы не пошла в этот процесс.
- Платформа работает в виде консорциума, то есть просто договора участников. Это не мешает решать сложные вопросы?
- Да, проблемы есть. Мы столкнулись с тем, что всевозможные околонаучные "целители" начинают заявлять: мы из Томской области, где есть ТП "Медицина будущего", и вот мы рекомендуем то-то и то-то. Приходится защищать свою репутацию. Сейчас мы регистрируем некоммерческое партнерство ТП с созданием юридического лица. У нас будут свои бланки, печать и т.п. Тем самым пытаемся оградить себя от самозванцев - теперь наша экспертиза будет идти от юридического лица. Тогда мы сможем такие заявления оспаривать в суде. Будем информировать людей, что это неправда.
- Сегодня свои технологические платформы определило и Минздравсоцразвития России. Не возникнет конкуренция между вами?
- Наша ТП работает прежде всего в интересах здоровья людей. Мы также участвовали и в разработке приоритетов, которые обозначило министерство. Но их программы более прикладные, конкретные - в области онкологии, инфекционных и сердечно-сосудистых болезней и т.п. У нас же - биофармацевтика, создание новых медицинских материалов, диагностических систем и т.п.
Надеюсь, что наши технологии они смогут взять и использовать в своих исследованиях. Но в принципе конкурентная среда должна быть создана, это главный фактор любого развития.
- Вам не жаль было бросить реальную науку и уйти с головой в организационную деятельность? А сейчас к ней добавилась и депутатская работа.
- Конечно, за год создать ТП, в которой сегодня работают уже 260 организаций, проводить общие собрания участников, встречи с научными коллективами, писать каждый день десятки документов - это серьезный объем работы. Но я осталась профессором университета, у меня научная группа - защита диссертаций будет идти все время. К тому же платформа позволила нам развивать свой университет. Идет капитальный ремонт центральной научно-исследовательской лаборатории, на что за предыдущие 30 лет мы ни разу не получили средств. Открываем центр внедрения с площадями GMP, где будут нарабатываться малые партии новых лекарств для испытаний. Заканчиваем ремонт этажа, на котором разместим научно-образовательный центр иммуногенетики и иммуноэпидемиологии. В нем будут накапливаться базы данных по геному человека при разных болезнях. Мы давно знаем, что и как надо делать, но нам негде было это делать. А сейчас есть средства на оборудование, на то, чтобы сделать академический обмен интенсивным, чтобы зарубежные партнеры нас уважали и сотрудничали с нами на постоянной основе.
- Платформа в самом начале пути, а многие уже ждут результата. Не опускаются руки?
- Людей, которые комментируют со стороны, всегда достаточно. Тех, кто впрягается и делает дело, помогает развитию страны, часто не хватает. Но работа над платформой показала, что сегодня людей, у которых есть гражданская позиция, ответственность, тоже много, в том числе и среди молодых. Намного больше, чем 10 лет назад. Руки не опускаются, потому что мы видим промежуточные результаты. Так, уже подписали 22 госконтракта на НИОКР. На этапе доклинических исследований сегодня около 30 молекул. Если эффективность этих проектов будет больше 50% и их возьмут предприятия, это будет следующий результат. Руководящий комитет платформы много работает с молодыми командами фармпредприятий, оживились R&D центры в Пущино, Екатеринбурге, Новосибирске, Томске - возникла конкурентная среда. Можно выделить около 50 организаций, которые уже работают в платформе интенсивно, в ежедневном режиме, еще около 50 пока в режиме ожидания. Но впереди - реализация стратегической программы исследований. Нам нужен опыт прорыва. ТП - это дорога, которая еще строится. Но осилит ее только идущий.