Вышла книга Владимира Колязина "Петер Штайн. Судьба одного театра"

Только что в свет вышла книга Владимира Колязина "Петер Штайн. Судьба одного театра". Театральная монография такого уровня и качества - вещь для наших дней уникальная. Ни один из российских режиссеров второй половины ХХ - начала ХХI века не удостоился такой книги.

Интрига книги, написанной доктором искусствоведения, критиком и переводчиком Владимиром Колязиным, строится на постепенном - шаг за шагом - раскрытии тайны, секрета, судьбы одного-единственного театра, зато какого! Знаменитого берлинского "Шаубюне", созданного гением Петера Штайна, ставшего за 14 лет его руководства (1970-1984) одним из самых притягательных и знаменитых театров Европы. Театра, возникшего в разгар "холодной войны", внесшего огромный вклад в преодоление тягостного немецкого прошлого и выстроенного как общий дом, как прообраз будущей объединенной Европы.

Впервые мы увидели этот театр на гастролях в Москве в 1989 году, через пять лет после того, как Штайн официально покинул место его художественного руководителя. Москва онемела, глядя его "Трех сестер", и долго не могла опомниться от потрясения - в сердце Берлина возникло искусство, "соразмерное гению Станиславского и Рейнхардта, заставившее нас... устыдиться собственных потерь...".

Каково же изумление читателя, который уже на первых страницах узнает, что этот роскошно изданный, почти 700-страничный фолиант с множеством уникальных фотографий и эскизов - только первая часть дилогии о режиссере; вторая же должна выйти следом и содержать критические размышления и впечатления исследователя от спектаклей Штайна.

Сердце первой части предполагаемой дилогии - шесть захватывающих диалогов с самим Мастером. Автор книги вел их с Петером Штайном в самых разных местах, начиная с 2005 года. В них режиссер открывается с таких сторон, о которых не догадывались подчас не только российские, но и немецкие его зрители. Переживания, связанные с денацификацией, жизнь в послевоенной Германии, годы университета, философские влияния и интеллектуальные интересы, революция 68-го года - обо всем этом Штайн рассказывает с завораживающим блеском и откровенностью.

Но кроме этих диалогов книгу пронизывают беседы с главными его актерами - теми, кто составил костяк и славу "Шаубюне", да и всего немецкого театра и кино, начиная с 70-х годов. Ютта Лямпе, Эдит Клевер, Бруно Ганц, Отто Зандер, Михаэль Кёниг, Ангела Винклер - вот самые знаменитые, но далеко не единственные собеседники Колязина, размышляющие вместе с ним о времени, о Штайне, о театре и о себе.

Втягиваясь в историю создания и процветания "Шаубюне", неожиданно начинаешь понимать, что этот давний исторический сюжет затрагивает самый болезненный нерв сегодняшнего российского театра. И слова Штайна звучат окрыляюще и предостерегающе одновременно: "Надо не бояться видеть. Если хотите, в этом и заключается мой метод: нельзя быть тенденциозным, нельзя быть целиком уверенным ни в чем - ни в хорошем, ни в плохом".

Колязин В.Ф. Петер Штайн. Судьба одного театра: В 2 кн. М.: Дорошев: РОССПЭН, 2012.