Порядок ввоза товаров в Таможенный союз изменится не сразу

Ровно месяц остался участникам внешнеэкономической деятельности на подготовку к новому порядку ввоза товаров на территорию Таможенного союза. С 17 июня 2012 года начнет действовать обязательное предварительное информирование о товарах, ввозимых на территорию Таможенного союза автомобильным видом транспорта. Об этом участникам внешнеэкономической деятельности напомнил начальник главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС России Владимир Ивин. Он отметил, что новшество вводится в соответствии с решением Комиссии Таможенного союза. Оно позволит обеспечить соблюдение рамочных стандартов безопасности международной торговли и повысит пропускную способность пунктов пропуска на внешней границе Таможенного союза.

38 процентов - на столько в 2011 году вырос экспорт услуг, оказанных белорусским автомобильным транспортом

Как заметил Ивин, внедрение предварительного информирования не является собственным изобретением России, это логическое продолжение соблюдения рамочных стандартов международной торговли, которые были разработаны под эгидой Всемирной таможенной организации и ратифицированы РФ. В прошлом году предварительное информирование введено в странах Европейского союза, до этого они были реализованы в США.

Представитель ФТС акцентировал внимание, что ведомство решило использовать опыт Евросоюза и дать участникам внешней торговли полгода на адаптацию к новым порядкам. Так что пока таможенники будут действовать в "мягком" режиме. Что означает лояльность ко всем, кто не успел по каким-либо причинам заранее проинформировать о ввозимом товаре. "Информацию о фуре, приехавшей на пункт пропуска без предварительного информирования, в этот период можно будет подать на месте, используя установленные в пунктах компьютеры", - пояснил Ивин.

"Однако хочу заметить, что мы будем рассматривать каждый факт неподачи информации как риск с соответствующими мерами реагирования". Мерами реагирования станут дополнительная проверка документов, более придирчивый осмотр транспортного средства и другие малоприятные для перевозчиков действия. Предварительная информация о товарах будет представляться уполномоченными экономическими операторами, перевозчиками, в том числе таможенными перевозчиками, таможенными представителями или другими заинтересованными лицами вне зависимости от того, расположены эти лица в России или в другом государстве. Только на русском языке.

Для подачи предварительной информации о товаре, ввозимом в Таможенный союз через российскую границу, на сайте ФТС создан специальный портал "Электронное представление сведений" (edata.customs.ru).

Как отметил Ивин, на всех автомобильных пунктах пропуска эксплуатируется автоматизированная система таможенного оформления и таможенного контроля, которая позволяет принимать и использовать предварительную информацию. Эта информация подается через сайт Федеральной таможенной службы не позднее чем за 2 часа до планируемого ввоза любого товара, следующего автомобильным видом транспорта на таможенную территорию союза. Данный портал является бесплатным. Участникам ВЭД в перспективе понадобится электронная цифровая подпись, обязательное применение которой предусмотрено по истечении полугодового переходного периода.

Если груз пересекает белорусскую или казахстанскую границу, то предварительную информацию необходимо подавать на порталы таможенных органов соответственно Белоруссии и Казахстана. По словам Ивина, все российские и белорусские пункты автомобильного пропуска уже оснащены автоматизированными системами, которые позволяют принимать необходимые данные. Казахстанская таможня попросила отсрочку до июля, чтобы доработать специальный интернет-портал для приема данных от участников ВЭД.

Представить ФТС заметил, что принято решение о распространении предварительного информирования также на автомобили, прибывающие паромами. Пока введение обязательного информирования о товарах, перевозимых другими видами транспорта (воздушным, железнодорожным, водным) из-за сложностей технологии, особенно в морских портах откладывается. Но в перспективе оно может быть введено для грузов, перевозимых по железным дорогам, поскольку здесь высокая степень готовности, отметил представитель таможенной службы.

Под процедуру не подпадают товары и транспортные средства, перемещаемые физическими лицами для личного пользования, товары, пересылаемые в международных почтовых отправлениях, перевозимые дипломатами, грузы и транспорт, перемещаемые для ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, воинские грузы.

кстати

К концу года заработает единая логистическая белорусско-российско-казахстанская железнодорожная компания. В Беларуси определено 50 площадок для строительства логистических центров. Это позволит привлечь новые потоки грузов из Азии в Западную Европу и обратно. Логистика развивается с учетом комплексного использования автомобильного, железнодорожного, воздушного, водного транспорта.

тем временем

На днях белорусский Парламент ратифицировал межгосударственное соглашение о переносе транспортного (автомобильного) контроля на внешние границы Таможенного союза, подписанное в Москве в июне 2011 года. По мнению министра транспорта и коммуникаций страны Ивана Щербо, это позволит белорусским перевозчикам еще активнее работать на рынке транспортных услуг не только России, но и Казахстана.

У руководителя отрасли говорить так есть все основания. Ведь ранее транспортный контроль был вынесен на внешние границы Союзного государства. Это сразу дало положительные результаты. Через Беларусь в Россию перевозится примерно 70 процентов грузов, следующих автотранспортом из Западной Европы. И фактическая отмена контрольной процедуры на белорусско-российской границе значительно ускорила их доставку по назначению. Значит, ускорился и оборот капиталов, что деловые люди высоко ценят. Транзитные перевозки товаров автотранспортом значительно возросли. Причем настолько, что в Беларуси они по объему приблизились к железнодорожному транспорту, а по положительному внешнеторговому сальдо даже опередили его.

Беларусь и далее намерена по максимуму использовать свое выгодное транзитное положение. В частности, продолжается модернизация сети автомобильных дорог. В этом году, например, завершится реконструкция автомагистрали Минск - Могилев, являющейся частью IХ международного транспортного коридора. Трасса на всем протяжении будет иметь по две полосы движения в каждом направлении, а допустимая нагрузка на ось поднимется до 11,5 тонны, как принято в большинстве европейских стран.