В нескольких таких приемных семьях в самарской глубинке побывала корреспондент "РГ".
Свежевыкрашенный зеленый домик на окраине села Камышла год назад стал родным для 76-летней Минямал Шагалеевой. Детей им с мужем Всевышний не дал, как похоронила своего дедушку, ушла жить к сестре. Дом тем временем снесли. Но через пару лет оказалось, что родственники поторопились пригласить ее к себе. В общем, отказались они от нее и сдали в Центральную республиканскую больницу. 10 лет прожила она там, провожая соседей по палате в последний путь. А в прошлом году медико-социальное отделение переименовали в отделение сестринского ухода, и старики снова стали лишними. Их попросили освободить койки для нуждающихся в лечении.
- Если бы я бабушку к себе не взяла, не знаю, куда бы она пошла, ей ведь даже очереди в пансионат негде было бы ждать, - разводит руками 51-летняя санитарка Разина Ханнанова. - А я тоже одна, мужа похоронила, дочери замужем, отдельно живут. Вот мы с бабушкой и общаемся, она меня на работу провожает, с работы встречает. Я ей благодарна, что не в пустой дом прихожу. Живем вместе год, ни разу не пожалела, что взяла ее к себе.
Баба Маша Гниломедова из поселка Красный Октябрь справила новоселье в прошлом ноябре. Односельчанка Валентина Мухина, бывшая соцработник, ныне пенсионерка, пожалела - забрала перенесшую инсульт старушку из нетопленой избы к себе погреться. Пригласила в гости, да так теперь и живут вместе. Одинокая бабушка последние годы была у нее на соцобеспечении, потому привыкать друг к другу не пришлось.
- Она меня жалеет, всегда добрым словом поддержит, а то и сотенную даст - иди купи нам фруктов, - рассказывает Мухина.
Сейчас в регионе 178 семей, где доживают свой век пожилые, бездетные или не вписывающиеся в городской ритм жизни своих детей и внуков. Очередь в пансионаты в губернии благодаря приемным семьям начала снижаться.
Приемные семьи образуются на основе трехстороннего договора: между подопечным, ухаживающим и центром соцобслуживания, сотрудники которого хотя бы раз в месяц наведываются в гости. Но форма такой семьи подразумевает скорее моральный договор между сторонами, никакой корысти брать нуждающихся в уходе к себе у берущихся ухаживать за ними нет. За такой труд полагается символическая выплата из бюджета - 2,6 тыс. рублей на руки. При этом квартиры и дома за стариками сохраняются.
Есть еще одно обязательное условие: приемная семья должна жить под одной крышей, вести совместное хозяйство. Но так как стариковские дома в деревнях (а эта форма устройства прижилась в основном на селе), как правило, худые, то живут подопечные у своих "приемных детей". С общим холодильником.
Если в деревнях людей объединяет в основном неустроенный быт, на старости бабушки и дедушки просто не в состоянии содержать дом и хозяйство без посторонней помощи, то в городах приемные семьи защищают скорее от одиночества. Зачастую пожилые отец или мать, похоронив вторую половинку, оказываются "сиротами" при живых детях и внуках. Так получилось и в семье Александра Соколова из Самары. Пока он был на ногах, 45 лет стоял у токарного станка да ездил на заработки "на севера" - был нужен. А как похоронил жену и заболел, оказалось, что в его доме теперь новый хозяин - очередной супруг дочери, который мог и не накормить лежачего. Пожалела соседа пенсионерка Раиса Кутузова. За дядю Сашу просили племянницы: "Тетя Рая, ты нам как родная, не бросай его, забери к себе".
Два года она выхаживала соседа, моталась с ним по больницам, но левую ногу спасти не удалось. Вот уже несколько лет Соколов потихоньку повторяет: "Эх, если бы я мог ходить..." Когда ты на коляске и тебе под 70, много дел не переделаешь. И только год назад знакомые подсказали тете Рае, что за уход можно еще и выплату получать, если оформить приемную семью.
- Наверное, я сам виноват, плохо своих детей воспитал. А в пансионат ушел бы, если бы для нее было лучше, --кивает дядя Саша на Раису Михайловну. - Вы только не подумайте, мы с ней никогда мужем и женой не были, хоть и ровесники. Многие начнут говорить: вот, мол, взяла себе соседка мужа, да еще и деньги за него получает. Но я думаю, с такими условиями приемных семей много не будет, надо бы людям за эту работу зарплату прибавить, хотя бы до 5 тысяч рублей.
- Что ты, Соколов, 5 тысяч - это ж такие деньги! - даже испугалась тетя Рая.
Власти не скрывают, что на каждом подопечном в приемной семье бюджет прилично экономит. Ведь только на содержание одного пациента в пансионате в месяц тратится до 20 тысяч рублей. А здесь люди стесняются попросить для себя лишнюю копеечку даже в разговоре по душам на 5-метровой кухне.
Попадают в такие семьи не только ветераны и пожилые, но и молодые еще люди с инвалидностью. Первым в регионе подопечным в приемной семье стал инвалид детства, житель села Байтуган Фарит Шафиггулин.
- Такие инвалиды, как Фарит (диагноз - олигофрения. - Авт.), когда остаются одни, сгорают за несколько месяцев. Они слишком добрые, вокруг собирается "веселая" компания, пропивают пенсию, человек без ухода и еды просто умирает. А для одиноких стариков и вовсе приемная семья нужна, чтобы на старости лет дожить у себя в селе, а не в доме престарелых. И тому, кто ухаживает, тоже хорошо. Совесть спокойна, что соседа не бросил, а потом ведь выплата за них идет, и стаж в трудовую книжку, - кивает головой соцработник Гульчира Мунирова из села Байтуган, принявшая Фарита в свою семью.
Инвалид детства 19-летний Коля Ткачев жил в приемной семье Валиева - Махмутовой вместе с другими ребятами из коррекционной школы, но в день его совершеннолетия договор истекал. Коля не может жить самостоятельно (диагноз - "умственная отсталость"). Из дома, к которому он привык, ему одна дорога - в пансионат. Но на семейном совете решили не сдавать его в казенный дом. Оформили в приемную семью уже как взрослого инвалида. Коля обещал слушаться. Здесь - воля, речка, огород, ягоды, мед свой.
- Здесь он может пойти и сорвать цветок, посмотреть, как вода течет, с друзьями пообщаться, он ведь, по сути, ребенок, одним словом - воля здесь, и даже он это понимает, - рассуждает Махмутова. - Потому, если есть желающие стариков и таких вот неприспособленных к жизни инвалидов в семьи брать, это нужно поддерживать.
Станут ли дома престарелых когда-нибудь лишними? Не знаю. Но ведь закрываются же, реорганизуются в регионе детдома, в приемных семьях сегодня живут почти втрое больше сирот, чем в казенных стенах.
Евгений Ханжин, замминистра здравоохранения и соцразвития Самарской области:
- Самарская область стала первым регионом России, где в 2008 году был принят закон "Об организации деятельности приемных семей для граждан пожилого возраста и инвалидов". До принятия закона у нас уже действовало 25 приемных семей. Сердобольные соседи, знакомые, соцработники просто перевозили одиноких немощных стариков к себе, чтобы помочь им выжить. А первая приемная семья была создана еще в 1997 году.
Сейчас в области организовано 186 приемных семей, а всего за период действия закона было создано 304 семьи. Причем за все эти годы не было ни одной жалобы от стариков или инвалидов на плохое обращение. Помимо прочего, развитие этой формы обслуживания позволило значительно сократить очередь в пансионаты для ветеранов. Пожилые люди охотнее переезжают в знакомую семью, оставаясь в привычных для них условиях родного села, города, потому приемная семья и в дальнейшем будет получать поддержку органов власти.
Условия создания приемной семьи:
40% - инвалиды, 12% - ветераны ВОВ, 10% - инвалиды вследствие психических заболеваний, 38% - нуждающиеся в уходе престарелые граждане.