Уфас по Кемеровской области признало авиакомпанию S7 Airlines нарушившей антимонопольное законодательство при установлении цен на билеты.
Дело в отношении S7 было возбуждено федеральной службой первого сентября прошлого года. Но лишь на днях комиссия вынесла вердикт: авиакомпания установила необоснованно высокие тарифы экономического класса на перевозку граждан регулярными авиарейсами Новокузнецк-Москва и Новокузнецк-Москва-Новокузнецк. То есть нарушила часть первую статьи 10-й федерального закона "О защите конкуренции", которое авиакомпании предписано устранить. Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев.
Тем временем, как сообщили "РГ" в УФАС, в стадии рассмотрения находится еще одно аналогичное дело в отношении S7, возбужденное "по признакам нарушения законного порядка формирования тарифов" экономкласса по маршруту Кемерово - Москва - Кемерово.
Практически одновременно с тем, как одну авиакомпанию уличили в необоснованном завышении цен, было возбуждено дело в отношении другой - "Аэрофлот - Российские авиалинии". По той же самой, "конкурентной" статье. Поводом, как рассказали в УФАС, "послужили обращения граждан о слишком дорогих билетах на самолет из Кемерова в Москву и обратно".
Ни для кого не секрет, что из кемеровского и новокузнецкого аэропортов, носящих гордые звания "международных", сегодня и впрямь гораздо чаще летают за границу. Цены позволяют. В то время как рейсы в крупные сибирские города из Кемерова и Новокузнецка отсутствуют вовсе. Но и в столичные центры почти все (за исключением vip-пассажиров и командированных) предпочитают отправляться по воздуху из Новосибирска. Доехав автобусом до столицы Сибири, в столицу России можно улететь на 40-50 процентов дешевле.
Напомним, что о парадоксальной (а в свете последних решений ФАС - и противозаконной) ситуации с ценами на авиабилеты в Кузбассе в начале мая заявил губернатор Кемеровской области Аман Тулеев. В своем обращении в министерство транспорта России, федеральное агентство воздушного транспорта и ФАС губернатор отметил, что "сегодня, чтобы улететь в столицу, кузбассовцы платят вдвое больше, чем жители соседних регионов".
- Возникает парадокс: чтобы добраться до Москвы, люди вынуждены по несколько часов сначала ехать до Томска или Новосибирска и уже там воспользоваться услугами тех же самых авиакомпаний по выгодной цене.
Назвав такую ценовую политику авиаперевозчиков "прямым издевательством над людьми", Тулеев попросил руководителей федеральных ведомств принять все необходимые меры для решения проблемы, пригласив подключиться к процессу сенаторов и депутатов Госдумы от Кузбасса.
Видимо, последние решения ФАС и новые дела и стали ответом Тулееву. Сами авиаперевозчики ситуацию не комментируют и на тему снижения тарифов не высказываются.
А УФАС, тем временем, подкрепляет свою правоту результатами рыночного мониторинга. Например, начальник ведомственного отдела ЖКХ, транспорта и связи Валерия Наумова, приводит следующие расчеты.
- Самые дешевые билеты на рейсы авиакомпании S7 в Новокузнецке на 30-40 процентов дороже, чем в Барнауле, Новосибирске и других соседних регионах.
Весьма показательны и результаты анализа рынка воздушных перевозок, проведенного Кемеровским УФАС летом прошлого года по заданию транспортной прокуратуры. Тогда в центре внимания оказались маршруты: Кемерово - Владивосток - Кемерово и Кемерово - Москва - Кемерово. Оказалось, что снижению цен на авиабилеты мешает некий замкнутый круг: в калькуляцию цен на авиарейс закладывается уровень рентабельности, не превышающий 20 процентов от себестоимости, но многие рейсы не дают ожидаемого пассажиропотока. Соответственно, уровень рентабельности растет, суммы себестоимости распределяются между меньшим количеством человек, повышенная цена на билет отпугивает пассажиров, для основной массы которых авиаперелеты продолжают оставаться роскошью.