16.05.2012 23:27
    Поделиться

    Тюменская "девушка на коляске" обрела признание публики в Интернете

    "Девушка на коляске" - так называет себя 19-летняя Настя Жгельская.

    Ее физическое пространство обычно ограничено размерами скромной квартиры на пятом этаже старого тюменского дома. В комнате девушки два окна. Из одного виден двор, из другого в виде монитора - огромный мир, в котором Настя нашла себя, друзей и поклонников.

    Настя не мыслит свою жизнь без мамы - незаменимого друга. А также - без компьютера и Интернета. Шариковая ручка ей по-прежнему непослушна, зато клавиатуру освоила с малолетства. Печатает вслепую. Но каждая буковка дается не без усилий: ДЦП с тяжелым поражением центральной нервной системы не позволяет непринужденно стучать по "клаве". Совершая трудноуловимые движения, она нажимает на клавиши даже костяшками пальцев или ребром ладони. И на экране появляются предложения и стихотворные строчки.

    Средством общения и самовыражения для немой девушки служит не только электронная письменная речь, но и пение. У нее красивый виртуальный голос. Настя смоделировала его посредством музыкальных компьютерных программ. С ними же и мелодии конструирует. Для знакомства с композициями надо набрать в поисковике: "Анастасия Жгельская". Там они, к слову, соседствуют с хитами звезд эстрады, с которыми сибирячка наладила контакт. Ее творчество отмечено дипломами региональных конкурсов.

    Недавно Настя начала овладевать игрой на синтезаторе. Мечтает освоить азы мультипликации. А ведь в свое время некоторые педагоги, едва взглянув на маленькую девочку, безапелляционно заявляли: "Такие дети обучению не поддаются". Ошиблись. Настя окончила школу. Учителя, разумеется, приходили домой.

    У родителей, Татьяны и Сергея Жгельских, три девочки. Настя родилась последней. Ей провели ряд сложных операций в отечественных клиниках. Безрезультатно. Супруги не отчаялись, многие годы делая все, чтобы дочь ощущала себя равной среди сверстников. Труд тяжкий, требующий полной самоотдачи, не всякий его выдерживает, и в одиночку тут не справиться, отмечает психолог Вероника Галунина.

    Характерно, что мама, четверть века проработавшая в проектном институте, ушла в общественную организацию "Особый ребенок", помогающую сотням тюменских семей в реабилитации детей-инвалидов. Татьяна ведет здесь кружок лепки из соленого теста. Того самого теста, которое, образно говоря, вместе с любовью да терпением позволяет справляться с физическими недугами, одиночеством и унынием.

    Сегодня, думаю, Настя могла бы постигать школьные предметы дистанционно. В регионе такая возможность предоставлена уже 180 учащимся с ограниченными возможностями здоровья. Каждому, в зависимости от характера заболевания, подобран персональный комплект компьютерного оборудования. Занятия с домашним педагогом остаются, но видеовыход в Глобальную сеть позволяет присутствовать на уроках и общаться со сверстниками. А это самое ценное, подчеркивает глава департамента образования Алексей Райдер.

    Роль компьютера как незаменимого адаптационного инструмента доказал тюменец Анатолий Киселев. Полностью ослепнув, он не только научился управлять процессором, но и в совершенстве овладел множеством программ, даже стал разрабатывать сайты. И теперь занимается с большой группой таких же незрячих: показывает им, как пользоваться ресурсами Интернета с помощью механизма, в котором скомбинированы функции клавиатуры (всего 8 клавиш), "мыши", голосового сопровождения и чтения на ощупь по азбуке Брайля. Это очень сложно. Однако слушатели необычных бесплатных курсов демонстрируют очевидные успехи. Не случайно Минсвязи посоветовал другим регионам перенимать тюменский опыт.

    Между тем

    В Тюмени открыли центр дополнительного образования для людей с ограниченными возможностями здоровья и скоро приступят к строительству специализированного спортивного центра. В последнем, в частности, будут заниматься паралимпийцы - лыжники и биатлонисты, а также одна из сильнейших в стране команд по баскетболу на инвалидных колясках. В ближайшее время предполагается провести областной форум достижений особых детей и взрослых.

    Поделиться