Сегодня в 9 утра индонезийские специалисты при участии и под контролем российских специалистов начнут расшифровку "черного ящика" российского лайнера "Суперджет 100". Об этом "РГ" рассказал уполномоченный представитель от России по расследованию катастрофы, заместитель минпромторга Юрий Слюсарь.
По его словам, для этого уже подготовлена хорошо оборудованная лаборатория. Вчера к вечеру из Москвы ожидали специальное оборудование, при помощи которого и будут расшифровывать бортовые самописцы. В этот день поисковые работы жертв катастрофы и обломков российского лайнера, который разбился 9 дней назад во время демонстрационного полета в Индонезии, закончились рано. В районе горы Салак весь день шел проливной дождь.
Что же касается обнародования первых результатов о разговорах в кабине пилота, то даже если самописцы будут в идеальном состоянии, широкой публике, по правилам расследования, результаты будут представлены не сразу. Это произойдет лишь после тщательного и комплексного анализа. "Сами по себе переговоры не дадут всей картины происходящего. Потребуется комплексная экспертиза состояния действий экипажа, диспетчера, метеобстановки, других обстоятельств ", - предупредил Слюсарь. И сообщил, что российская сторона запросила у индонезийцев запись переговоров диспетчера, который "вел" наш самолет , с другими экипажами , находившимися в тот момент в воздушном пространстве. Кстати, по версии индонезийской стороны, российский экипаж не получал разрешения у наземных служб снизиться с набранной высоты 3 тысячи метров до 1,8 тысячи метров. А якобы сам ушел с курса в попытке обойти густые дождевые облака в 11 тысяч метров.
Но у экспертов остается много вопросов. Как мог опытный экипаж не принять во внимание высоту горы Салак в 2,1 тысячи метров? Вчера, например, появилась совсем неожиданная версия о столкновении самолета с другим "летающим объектом". Но каким? "Суперджет 100" - новейший российский гражданский самолет, на котором были установлены самые современные электронные системы, в том числе раннего предупреждения о столкновениях при полетах в горной местности. Могло ли произойти, к примеру, столкновение с метеоритом, болидом, астероидом, любым космическим телом? Директор международных программ партнерства "Безопасность полетов" Дмитрий Тарасевич, заметил, что в истории мировых авиакатастроф такого еще не случалось. Но тем не менее чисто теоретически отвергать ее не стал. Как и версию о том, что вывести из строя часть электрооборудования самолета могла молния. "Причиной любого авиапроисшествия могут стать только три фактора - ошибка пилота, отказ техники, неблагополучная метеобстановка", - заключил он.
Между тем поисково-спасательные работы на склоне горы завершаются. Индонезийские СМИ сообщают, что если в ближайшие сутки спасателям не удастся обнаружить новые фрагменты тел на месте катастрофы, то операция может быть прекращена уже сегодня. По действующим в Индонезии правилам, спасательная операция на месте крушения авиалайнера продолжается неделю. Юрий Слюсарь вчера подтвердил, что сейчас этот вопрос обсуждается с индонезийскими властями. Однако поиски не найденного до сих пор второго компонента бортовых самописцев SSJ-100 - системы регистрации полетных данных - продолжатся в любом случае, сказал он. Но не стал уточнять предельные сроки этой операции.