Главный итог опроса, проведенного недавно Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), - количество счастливых граждан возросло до 82 процентов. Побит прежний рекорд (77 процентов), зафиксированный в марте 2008 года. Несчастливыми себя ощущают лишь 13 процентов опрошенных.
Как было ясно и без всяких опросов, счастье - привилегия молодых. Социологи лишь подтвердили эту непреложность: среди тех, кто считает себя счастливым, более трети составляют люди моложе 35 лет. Несчастливых же в этом возрастном диапазоне только 20 процентов.
Чем же счастливы российские граждане? 32 процента гордятся благополучием в семье. 15 процентов находят радость в детях и внуках. 10 процентов - в том, что есть любимый человек и что здоровы они сами, а также их родные и близкие. 9 процентов удовлетворены своей работой. 5 процентов благодарны судьбе за то, что живы. 4 процента довольны тем, что имеют возможности для самореализации. 3 процента рады материальному достатку. 2 процента счастливы, что у них есть родители. И еще 2 процента просто не видят поводов для печали.
Оселком душевной гармонии или внутреннего раздрая для большинства по-прежнему является работа. Счастливых она вполне устраивает (56 процентов). Несчастливые, напротив, называют ее главной причиной своей несчастливости (46 процентов).
В ряду факторов, ухудшающих социальное самочувствие, - болезни и старость (10 процентов), одиночество (5 процентов), плохие жилищные условия (4 процента), тревожная ситуация в стране, усталость, конфликты в семье, отсутствие возможностей создать семью (по 2 процента), множество проблем, отсутствие уверенности в завтрашнем дне, рост цен (по 1 проценту). А лидирует среди поводов для печали, разумеется, бедность (15 процентов).
Все-таки бедность - порок и одна из угроз для развития общества. По официальной статистике, 13,1 процента населения живет сегодня за порогом бедности (т.е. с доходами ниже прожиточного минимума). Минимальная зарплата у трети работников менее 1,5 прожиточного минимума, а у каждого пятого - ниже прожиточного минимума. Почти 40 процентов россиян называют себя бедными людьми. Дело усугубляется тем, что началось воспроизводство бедных с одновременным формированием у них особой субкультуры бедности. То есть растет число трудоспособных людей, не желающих работать. Они стремятся стать получателями социальной помощи, уповают на государство, полагаются только на власть.
При всем при том более половины россиян уверены, что переживают лучшие времена. И хотя 33 процента опрошенных источником благополучия называют высокие мировые цены на нефть, общая удовлетворенность жизнью этим вовсе не омрачается. Да и с чего бы? Доходы населения выросли. Объем среднего класса за последнее десятилетие увеличился с 9,4 процента до 22.
Все это правда. Смущает только относительность нынешнего благополучия, его привязка к первым послесоветским годам. Да, в сравнении с началом 90-х новейшие времена выглядят праздником жизни. Но что такое, к примеру, российский средний класс? К нему в России причисляют тех, чья зарплата выше средней. Средняя зарплата сейчас - чуть более 20 тысяч рублей. Значит, человек, зарабатывающий 20 тысяч в месяц, - представитель среднего класса? Смешно. Я имею в виду даже не количественные характеристики - достойный размер заработка, приличный метраж жилья, наличие одного-двух автомобилей на семью и т.п. Я говорю о главном: представители среднего класса - это люди, самостоятельно решающие свои бытовые и социальные проблемы и тем самым снимающие нагрузку с государства. Много сегодня в России таких людей? Да не очень. Меньше общеевропейского стандарта величиной в две трети населения.
Что правда, то правда: доходы растут. Но растет и пропасть между доходами. Разрыв между 10 процентами самых бедных и 10 процентами самых обеспеченных - пятнадцатикратный. Для нормального общественного самочувствия столь высокий разрыв представляет угрозу. Он ведет к накоплению социального динамита.
Что же касается малоимущих... По мнению экспертов, официальная статистика занижает количество граждан с доходом ниже прожиточного минимума. Поскольку занижается и сам прожиточный минимум. А пятнадцатикратная разница в обеспеченности между самыми богатыми и самыми бедными не учитывает скрытых доходов. Цифры, которыми мы оперируем, рассуждая об уровне бедности и об уровне социального расслоения, вообще достаточно условны. Мы в точности не знаем, сколько в России бедных. Ведь даже по официальным оценкам Росстата, примерно 25 процентов ВВП производится теневой экономикой. Это касается и доходов населения. Значительная часть зарплаты находится в тени и, кроме того, сдерживается рост легальной зарплаты. Если правительство решится на реальное ослабление налогового бремени, это откроет путь и для вывода зарплаты из тени, и для ее роста.
А вообще-то запросы населения куда как скромны. По данным фонда "Общественное мнение", 11 процентам россиян достаточно зарабатывать 5 тысяч рублей в месяц, чтобы считать себя небедным человеком. До 10 тысяч рублей достаточно 28 процентам опрошенных, чтобы избежать бедности. Почти 20 процентов уверены, что 15 тысяч в месяц должно хватать на самое необходимое. Еще 16 процентов просят не более 20 тысяч рублей. Лишь 9 процентов считают, что нужно зарабатывать от 30 тысяч и выше.
Вот еще и поэтому российские граждане сегодня небывало счастливы. Большинству из них очень мало надо для счастья.