С каждым годом совокупная задолженность в бюджетную систему Российской Федерации ежегодно снижается. О том, как последние несколько лет взыскивают налоговые долги, "РБГ" рассказал заместитель руководителя ФНС России Денис Наумчев.
- Денис Валерьевич, как удается снижать налоговую задолженность?
- Это достигается в результате эффективных мер налоговых органов по ее взысканию, а также при помощи списания невозможной к взысканию задолженности, так называемых "плохих" долгов. В настоящее время наибольшая часть задолженности взыскивается налоговыми органами и судебными приставами. Взыскание существенной части задолженности приостановлено в связи с банкротством должников.
- Как взыскивается данная задолженность?
- Система взыскания налоговых платежей в РФ находится в русле мировых тенденций в этой сфере и достаточно либеральна по отношению к налогоплательщикам. Процедура взыскания задолженности по обязательным платежам проводится двумя способами: в бесспорном и судебном порядке. Первоначально осуществляется взыскание налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счет денежных средств на счетах организации или индивидуального предпринимателя в банках. В качестве обеспечения исполнения решения о взыскании за счет денежных средств на счетах в банках одновременно налоговым органом приостанавливаются операции по счетам налогоплательщика.
При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или отсутствии информации о счетах налоговый орган осуществляет взыскание за счет имущества налогоплательщика путем принятия и направления судебному приставу-исполнителю соответствующего решения. В качестве способа обеспечения исполнения решения о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика налоговым органом может производиться арест имущества должника. В настоящее время между налоговой службой и службой судебных приставов активно развивается система электронного взаимодействия, что в дальнейшем позволит существенно повысить оперативность и эффективность мер принудительного взыскания. Задолженность физических лиц может взыскиваться только по судебному приказу.
- Если у гражданина образовалась задолженность по налогам, будут ли у него проблемы с выездом за рубеж ,как у злостного неплательщика алиментов? Можно ли ему получить отсрочку или рассрочку по уплате налогов?
- Служба судебных приставов вправе ограничить выезд гражданина-должника за границу при наличии у него налоговой задолженности, в отношении которой были приняты меры по принудительному взысканию в судебном порядке. По инициативе ФНС России размер данной задолженности должен составлять не менее 5000 рублей. В свою очередь, отсрочка (рассрочка) по уплате налога может быть предоставлена физическому лицу, финансовое положение которого не позволяет уплатить этот налог в установленный срок, но имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты указанным лицом такого налога возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка (рассрочка). Чтобы изменить сроки уплаты налога, гражданину необходимо подать заявление об изменении срока уплаты налога в инспекцию по месту налогового учета.
- Какова эффективность взыскания ФНС задолженности по налогам и сборам?
- Практически все механизмы взыскания задолженности, используемые в развитых странах, имеются в российском законодательстве. Динамика эффективности взыскания задолженности за счет применения мер принудительного взыскания составляет в настоящее время 58%. Это неплохой показатель. Все меры по урегулированию задолженности влияют на эффективность взыскания задолженности в целом. Наибольшая эффективность наблюдается на стадиях направления налогоплательщику требования об уплате налога и взыскания задолженности за счет денежных средств на счетах налогоплательщика. С 2010 года у налоговых органов появилась возможность направления налогоплательщикам требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Действующим законодательством также предусмотрена возможность взыскания задолженности по обязательным платежам за счет электронных денежных средств.
- В каких случаях ФНС инициирует процедуру банкротства должника?
- В случае неисполнения должником обязанности по уплате налогов в срок от 1 до 3 месяцев с даты направления материалов в службу судебных приставов налоговый орган принимает решение об обращении в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом. После возбуждения производства по делу о банкротстве дальнейшие взаимоотношения налогового органа и налогоплательщика регулируются в большей степени нормами законодательства о банкротстве, где ФНС выполняет функции уполномоченного органа. За прошлый год снизилось количество дел о банкротстве, рассматриваемых арбитражными судами, в которых ФНС представляет интересы государства как кредитора. На начало текущего года данный показатель составил около 25,5 тысячи дел.
- Насколько эта процедура эффективна?
- Эффективность процедур банкротства составляет 5,4%, что является достаточно приличным показателем, учитывая большой объем задолженности перед бюджетной системой РФ фирм-однодневок. Требования налогового органа не обеспечены залогом, как, например, требования коммерческих банков. При этом в ряде зарубежных стран налоговые органы получают меньший процент от своих требований к должникам, признанным банкротами.
- Предоставляет ли ФНС сведения о банкротстве должников?
- Налоговая служба не уполномочена на предоставление сведений о процедурах банкротства должников. При этом ФНС является активным пользователем указанной информации. Вместе с тем информация о введении в отношении должников процедуры банкротства является открытой и публикуется в средствах массовой информации, а также в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве (www.fedresurs.ru). Банк решений арбитражных судов также находится в открытом доступе на сайте Высшего арбитражного суда РФ в Интернете (www.arbitr.ru).
- Налоговая служба является крупнейшим кредитором. Какие проблемы возникают при реализации полномочий в делах о банкротстве?
- При участии в делах о банкротстве и процедурах, применяемых в деле о банкротстве, ФНС и ее территориальные органы принимают участие в собраниях кредиторов, заседаниях комитетов кредиторов и судебных заседаниях. Налоговым органам было рекомендовано письменно информировать руководителя должника о новациях законодательства о банкротстве, касающихся возможности погашения задолженности по обязательным платежам в ходе процедур банкротства учредителями, собственником имущества должника - унитарного предприятия и третьими лицами. В результате в целом ряде процедур требования налогового органа были погашены и денежные средства поступили в бюджет.
Особое внимание уделяется анализу и последующему обжалованию арбитражными управляющими сделок, совершенных должниками в преддверии банкротства, направленных на вывод имущества и уклонение от уплаты кредиторской задолженности. При этом в делах о банкротстве должников перед службой стоит немало проблем. Основными из них являются необращение либо несвоевременное обращение руководителя должника с заявлениями о несостоятельности в арбитражный суд, а также ненадлежащее исполнение арбитражными управляющими своих обязанностей, за указанные правонарушения предусмотрена административная ответственность.
Действующее законодательство предусматривает также уголовную ответственность за злонамеренное доведение должника до банкротства либо фиктивное банкротство. В этой связи мы активно развиваем взаимодействие с органами внутренних дел и прокуратуры, информируем их о фактах незаконных действий при банкротстве. Зачастую мы сталкиваемся с противоправными действиями в ходе самих процедур банкротства, которые обжалуем в арбитражных судах и добиваемся исхода судебных разбирательств в нашу пользу.
Учитывая большую социальную значимость дел о банкротстве организаций, осуществляющих деятельность в сфере долевого строительства, ФНС взяла под непосредственный контроль их банкротство. Сейчас более 300 таких должников находятся в процедурах банкротства, в рамках таких судебных разбирательств большое внимание уделяется возможности завершения строительства многоквартирных домов, а также привлечению к ответственности недобросовестного руководства организаций. Также большое внимание уделяется процедурам банкротства организаций алкогольной отрасли. Не секрет, что многие производители алкогольной продукции используют институт банкротства для уклонения от уплаты обязательных платежей. В настоящий момент совместно с органами внутренних дел и следственного комитета мы нарабатываем практику привлечения к ответственности не только "подставного" менеджмента таких организаций, но и непосредственных получателей необоснованной налоговой выгоды.
- В этом году 10 лет саморегулированию в России. Какие проблемы в этой сфере?
- За десять лет существования институт саморегулирования в сфере деятельности арбитражных управляющих постоянно совершенствовался, нормы законодательства дополнялись и детализировались, что в целом свидетельствует о положительной динамике его развития. Саморегулирование - механизм правильный и нужный. Главное для нас, чтобы он эффективно работал. В целях повышения эффективности проведения процедур банкротства целесообразно скорее принять меры по совершенствованию механизма регулирования деятельности арбитражных управляющих, в том числе путем утверждения предусмотренных законодательством о банкротстве федеральных стандартов. Помимо необходимости оперативной разработки и утверждения стандартов, существуют и иные требующие решения проблемы.
- Что вы имеете в виду?
- Это касается отсутствия в законодательстве административной ответственности саморегулируемых организаций и их должностных лиц. Считаем целесообразным ввести институт ответственности СРО и его членов за результаты проведения процедур банкротства. Сегодня необходимо оценить практику по привлечению органов управления должника к субсидиарной ответственности. Это очень перспективное направление в деятельности уполномоченного органа. Оно позволит максимально обеспечить погашение требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов. По состоянию на 01.04.2012 размер субсидиарной ответственности, подтвержденной вступившими в законную силу судебными актами, составляет 10,9 млрд руб., или 9% от общей предъявленной суммы исковых требований, из которых поступило в консолидированный бюджет всего 192,3 млн рублей.
Также хотелось обратить внимание на многочисленные факты ненадлежащего исполнения независимыми оценщиками обязанностей по заключенным с арбитражными управляющими договорам об оказании услуг по определению рыночной стоимости имущества должника. Несоответствие оценки рыночной стоимости имущества приводит к невозможности его реализации, затягиванию сроков проведения процедуры, увеличению расходов на проведение процедуры. Мы полагаем, что СРО оценщиков необходимо обеспечить контроль за деятельностью своих членов при проведении оценки имущества должников, находящихся в процедурах банкротства.