Республика Кипр вскоре может стать крупным "игроком" на европейском и средиземноморском газовом рынках. До конца 2012 года запланировано начать освоение крупных месторождений природного газа на шельфе Республики Кипр. Речь идет о газовом поле "Афродита" более чем с десятью месторождениями, простирающемся с востока Кипра до побережья Сирии, Ливана и Израиля (поле "Левиафан").
Предварительные исследования показывают, что запасы газа в этом районе достигают 5 - 8 трлн кубических футов. Это сопоставимо, например, с ресурсами газа в ряде районов Северного и Норвежского морей, но кипрские месторождения по себестоимости добычи значительно дешевле североевропейских. А также намного ближе расположены к центрам европейского потребления, чем приарктические.
Благодаря этим преимуществам кипрских углеводородов компании США и Великобритании уже включились в конкуренцию за освоение ресурсов. Интерес понятен: ресурсы позволят ослабить 60-летнюю зависимость Запада не только от ближне- и средневосточных нефтегазовых поставок, но также от эксплуатационно и политически небезопасного транзита саудовской и иракской нефти через Суэцкий канал и по трубопроводам через Сирию, Ливан и Израиль.
В свою очередь киприоты хотят протянуть трубопровод от этих скважин на кипрское побережье, создать завод сжиженного природного газа (СПГ) и терминал по его экспорту. Более того, по данным Энергетической службы Кипра, страна планирует пересмотреть программу по добыче углеводородов. Изначально время сооружения трубопровода для транспортировки добытого сырья должно было составить от 4 до 5 лет, но эти сроки намечено сократить.
Некоторые американские компании утверждают, что на северо-востоке Средиземноморья достоверно разведан 991 млрд кубометров природного газа, в том числе на шельфе Кипра почти 300 млрд кубометров. Этого вполне достаточно для удовлетворения совокупных потребностей в газе Израиля, Греции и Кипра. Потому возможен экспорт газа из этого региона в Южную и Восточную Европу. Вдобавок возможно наличие газоресурсов в морском районе между Кипром и греческим островом Крит.
Тем временем о возможном создании энергетического коридора Израиль-Кипр-Греция-Италия заявили министры энергетики этих стран на региональной энергетической конференции в Афинах. Причем греческая компания DEPA уже завершила исследование по строительству 1000-километрового транссредиземноморского газопровода между Грецией и Кипром. Стратегическая цель Кипра - стать региональным энергетическим центром. Речь идет о стратегическом сотрудничестве трех стран в создании инфраструктуры и эксплуатации месторождений углеводородов. Это же обсуждалось на недавней конференции в Хьюстоне (США), где председатель DEPA Гарри Сачинис заявил, что проект газового коридора Израиль-Кипр-Греция - это целостная система, которая может включать развитие производства и экспорта сжиженного природного газа из восточносредиземноморских стран. Причем через Грецию этот коридор намечается подключить - через Южную Италию - к южно-центральноевропейской сети газопроводов.
Кипр рассчитывает на сотрудничество с Россией в развитии своей газовой промышленности. "Разница между нашими регионами в том, что у вас газ и нефть находятся глубоко под землей, а у нас - глубоко под водой. Тем не менее я уверен, что в ближайшие месяцы компании из вашего региона заинтересуются тем, чтобы поделиться с нашей страной своим опытом в освоении ресурсов нефти и газа", - полагает Николас Феохаридес, член совета директоров Кипрского государственного агентства по привлечению инвестиций. В свою очередь, Фидас Пилидис, директор того агентства, еще в 2011 году выразил надежду, что российский энергетический бизнес вскоре "проявит интерес к добыче и переработке кипрского газа".