Учитывая ряд поручений руководства страны о необходимости разработки с учетом мнения бизнеса налогового маневра, проект основных направлений налоговой политики до 2015 года, подготовленный Минфином, бизнес во многом разочаровал - маневр, к сожалению, оказался прямым.
Проект по своей направленности и инертности мало чем отличается от предыдущих редакций документа, подготовлен без проработки предложений бизнеса и не увязан с инновационными положениями Стратегии-2020. К интересным новшествам можно отнести предложение о том, что из объекта обложения налогом на имущество организаций могут быть исключены машины и оборудование, т. е. движимое имущество. Давно ожидаемой новеллой можно считать так называемые "антиофшорные меры". Минфин полагает, что если иностранная дочерняя компания не выплачивает дивиденды российской материнской компании, то прибыль офшора должна войти в налоговую базу российской компании. В этих целях в НК РФ должен быть закреплен термин "иностранная контролируемая компания". Однако, чтобы эти нормы заработали в реальной жизни, нужно создать и четкие механизмы контроля. Кроме того, недобросовестные налогоплательщики довольно быстро "научатся" скрывать свою принадлежность к тем или иным фирмам.
Важно понимать и еще один фактор - если подобные инструменты противодействия не будут введены у наших соседей по Таможенному союзу, то в эти страны еще больше усилится отток капитала. Уже сейчас более 5 тыс. росссийских фирм перерегистрировались в Казахстане, так как ставка страховых взносов там составляет 11%, да и другие налоги намного ниже наших. Упомянутые взносы у нас в стране останутся высокими, но не будут повышаться дальше - это тоже закреплено в основных направлениях. Решение оставить их с 2014 года на уровне 30% обусловлено объективными причинами. Как показала практика прошлого года, более высокая ставка взносов (в 2011 году - 34%) непосильна для работодателей, бизнес становится нерентабельным, что ведет к закрытию предприятий. ТПП РФ предлагает последовательно пойти и по пути дополнительных льгот малому и среднему бизнесу - 20% ставку надо распространить не только на предприятия производственной и социальной сферы, применяющие упрощенную систему налогообложения, но также и на плательщиков ЕНВД (тем более что данный режим, согласно последним решениям, будет действовать до 2018 года).
К слову, о реформе ЕНВД. 14 мая профильный комитет Госдумы рекомендовал принять во втором чтении соответствующий законопроект (N 499566-5). В нем учтен ряд важных поправок палаты, а именно: действие системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход будет сохранено до 2018 года (по редакции I чтения - до 2014 года). Причем с 1 января 2013 года применение данного режима будет для бизнеса добровольным. Решено также, что индивидуальные предприниматели при применении патентной системы налогообложения смогут привлекать до 15 человек (по редакции I чтения - до 10 человек).
Однако, к сожалению, несмотря на ранее высказанное положительное мнение того же минфина, нерешенным остается принципиальный для бизнеса вопрос об увеличении до 100 млн руб. предельного годового объема выручки в целях применения упрощенной системы налогообложения.
Основные направления предлагают проведение ревизии налоговых льгот и отмену неэффективных. Также предлагается проводить ежегодную переоценку льгот. Эффективность той или иной налоговой льготы может определить только конкретное предприятие, когда, к примеру, высвобождающиеся за счет льготы средства направляются на развитие производства, обновление оборудование, создание дополнительных рабочих мест. Год действия, конечно, не показателен в этом отношении, так как эффект в данном случае "отлагательный". Ну и, конечно, "процессом оценки" не должен верховодить минфин, так как любая льгота с точки зрения бюджетных интересов - это выпадающие доходы.
В сфере налогового администрирования до сих пор существуют определенные острые проблемы, но основные направления по большому счету обходят их стороной. Согласно ежегодному исследованию Всемирного банка и МВФ "Ведение бизнеса - Уплата налогов-2012" Россия занимает 105-е место в мировом рейтинге. Одним из основных показателей, которые не позволяют занять нашей стране место повыше, - затраты времени на подготовку документов для сдачи в налоговые органы. Этот показатель для РФ определен в 290 часов. В этой связи нужно активнее развивать переход бизнеса на электронный документооборот (приказ ФНС от 05.03.2012 N ММВ-7-6/138@), для чего недавно при ТПП РФ была создана соответствующая рабочая группа.