В австралийском конкурсном фильме Killing Them Softly (в российском прокате фильм назван без затей: "Ограбление казино") новозеландец Эндрю Доминик воссоединился с Брэдом Питтом, которого снимал в гангстерском эпосе "Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса".
Доминик балдеет от старого гангстерского кино. Его пристрастия - классика жанра. В новой картине он берет годы последнего мирового экономического кризиса (уход Буша, приход Обамы) и использует их как повод для фильма в стиле времен Великой Депрессии. Даже в качестве фоновой музыки, льющейся из автомобильного приемника, использует сладчайшие хиты 20-х годов. Для контраста кровавым событиям и для того, чтобы ни у кого не было сомнений в стилевой перекличке эпох.
Сценарий по роману Джорджа Хиггинса он написал сам - полагаясь на звездный состав актеров и потому не чураясь длиннейших и, надо сказать, весьма колоритных диалогов. Диалоги - звездный час актеров, немногие, но ударные сцены "экшн" - триумф отточенной и азартной режиссуры. Доминик хорошо чувствует форму и ритм, досконально знает самые чувствительные струны любителей жанра и умело на них играет, чуть перебирая по части космического хруста сокрушаемых челюстей.
Фильм кажется подробным, и действие развивается скорее неторопливо, но при этом каким-то чудом возникает ощущение бешеной динамики, так что картина просвистывает у вашего виска за каких-то 90 минут, став в этом конкурсе рекордсменом краткости.
Сюжет крутится вокруг не слишком шикарного казино, на которое, обтянув голову положенными жанру чулками, нападают мелкие воришки. Питт появляется далеко не сразу и по метражу отведенных ему эпизодов вообще не кажется главным героем. Но его Коган - главный по роли, которую он играет в сюжете. Его нанимают, чтобы навести порядок. И если местные ублюдки умеют только расквашивать морды в месиво, то его принцип - работать красиво и убивать мягко. Поэтому сцена первого убийства аранжирована как мгновение, которое остановилось, потому что оно прекрасно. Так, рапидом, снимают дельфинов, вздымающихся над водной гладью. Вспухает, мутнеет и рассыпается на облако летящих зеркалец автомобильное стекло. Кувыркается в воздухе смертоносная пуля. Голова жертвы вдруг окрашивается нежнейшим закатным багровым маревом. И есть во всем этом некая ирония режиссера над любимым жанром и его любимыми приколами.
Очень хороши все партнеры Брэда, среди которых практически нет женщин - фильм обошелся без любви гангстера к певичке кабаре или девственно чистой проститутке. Среди партнеров - Джеймс Гандолфини и Рэй Лиотта, которого по ходу дела и превращают в скоблянку.
Возможно, я что-то недооценил: не принадлежу к поклонникам жанра, но это мои проблемы. Полагаю, что Эндрю Доминик стал одним из претендентов на приз за лучшую режиссуру.