Поголовье пермских птицефабрик за год сократилось на 10 процентов

Птицефабрики Пермского края в течение года сократили численность своего поголовья почти на 9,2 процента, отмечает Пермьстат. При этом реализация мяса птицы пермскими производителями с января по апрель снизилась на 5,9 процента.

Негативная статистика стала неожиданной, ведь в последние несколько лет пермские птицеводы устойчиво наращивали объемы производства.

Как пояснили в региональном минсельхозе, более всего на сокращение поголовья птицы в Пермском крае повлияло банкротство птицефабрики "Платошинская", которая приостановила свою деятельность в мае прошлого года. Ранее предприятие занимало доминирующее положение на пермском рынке, а его среднегодовой оборот по производству куриных яиц и мяса птицы составлял более полумиллиарда рублей.

- Сегодня новый собственник предприятия уже заполняет производственные корпуса молодняком родительского стада, - пояснил заместитель министра сельского хозяйства Пермского края Иван Огородов. - Для нас очень важно, чтобы предприятие не только восстановилось после процедуры банкротства и смены собственника, но и сделало акценты на производстве куриного мяса. За последний год объемы его реализации пермскими производителями сократились, тогда как объемы производства куриных яиц наоборот возросли. Думаю, что ситуация в пермском птицеводстве изменится уже в течение 2012 года.

По мнению экспертов, кроме производственных проблем на ситуацию в отрасли влияет ужесточающаяся конкуренция. Так, замороженное мясо птицы, а также сырье для мясокомбинатов сегодня на местный рынок поставляют производители из Челябинска, Белгорода, Набережных Челнов и Омска. Охлажденное мясо птицы, сроки реализации которого самые короткие, предлагают в Перми предприятия из Набережных Челнов и Челябинска. С первыми пермякам удается конкурировать на уровне качества, а вот соперничать с южноуральскими птицеводами вскоре станет совсем невозможно. Дело в том, что челябинские производители стараются зайти на рынок региона путем промышленной экспансии (птицефабрика "Платошинская" была приобретена челябинским агрохолдингом "Уралбройлер") и тем самым получить дополнительное конкурентное преимущество в виде сокращения транспортных издержек, а соответственно, и себестоимости продукции.

Стоит отметить, что основным конкурентным минусом пермских птицеводов по сравнению с хозяйствами других регионов является высокая себестоимость производства мяса птицы в Прикамье. Так, по данным Росстата, в Пермском крае сегодня средняя стоимость категории "птица сельскохозяйственная в живом весе" составляет 72,57 рубля за килограмм, что является самым высоким показателем среди регионов Приволжского федерального округа. Например, в соседнем Татарстане установилась цена всего 50 рублей за килограмм, а в Удмуртии и того меньше - 40,16

рубля за килограмм. Ситуация с отпускными ценами производителей влияет на конечную стоимость продукта (тушки цыплят бройлеров), который пермяки приобретают в торговых сетях. По данным статистики, сегодня курятина на прилавках магазинов Перми самая дорогая в ПФО (в среднем по региону 102,8 рубля за килограмм), а самая дешевая - в Оренбурге (в среднем по региону 88,34 рубля за килограмм).

Высокая себестоимость курятины делает производство птицы в Прикамье нерентабельным, что во многом и объясняет снижение поголовья на птицефабриках края. Кстати, по этому показателю Пермский край также прилично уступает многим соседям.

Так, по данным региональных органов статистики, сегодня пермские производители содержат около 6,1 миллиона голов птицы, в то время как в соседнем Татарстане - 11,9 миллиона голов, а в Челябинской области, откуда идет мощный поток мяса птицы, - 19,3 миллиона голов. В то же время удмуртские птицеводы сегодня выращивают около 5,2 миллиона голов птицы, а низкая себестоимость их продукции, скорее всего, связана с иным технологическим подходом к производству мяса птицы.

Что касается рынка куриного яйца, то, по данным регионального минсельхоза, перевеса в сторону внутреннего импорта здесь пока не наблюдается, поскольку некоторые пермские производители продают свою продукцию в соседние регионы. При этом объемы производства куриного яйца в крае растут: по данным Пермьстата, за последний год пермские предприятия увеличили производство куриных яиц на 15,8 миллиона штук. В то же время рост производства никак не сказывается на розничных ценах и на доходах самих производителей. Как пояснил топ-менеджер одной из пермских птицефабрик, причиной тому является политика торговых сетей, которые держат оптовые закупочные цены на уровне 15 рублей (за десяток куриных яиц), а конечному потребителю продукт предоставляется уже по 45-50 рублей.