21.05.2012 23:41
    Поделиться

    Продажи бытовой техники и электроники продолжают расти

    Объем рынка бытовой техники и электроники составит в этом году около 1370 млрд рублей, прогнозирует рейтинг INFOLine&Retailer Russia TOP-100 2012. Если прогноз оправдается, то по сравнению с предыдущим годом рынок вырастет на 14,9%. Такой бум свидетельствует о приближении потребительского поведения к докризисному.

    Рынок бытовой техники и электроники (БТЭ) с учетом компьютерной и офисной техники, а также мобильных телефонов, последние два года демонстрирует устойчивый рост. Сети озабочены борьбой за потребителя, поэтому ставка делается, с одной стороны, на инновационные товары, а с другой стороны, ритейлеры активно развивают собственные сервисные услуги. Однако в сегменте инновационных высокотехнологичных товаров высока конкуренция на ассортиментном рынке, где маржинальность продаж техники снижается под давлением крупных международных игроков с одной стороны и демпингом интернет-магазинов с другой. К тому же федеральные контракты с поставщиками БТЭ имеют только три крупнейшие российские сети и одна международная, в то время как остальные ритейлеры работают через дистрибьюторов и имеют более высокие закупочные цены, что зачастую приводит к увеличению доли контрафактной техники.

    Повысить доходность бизнеса и отойти от ценовой конкуренции российским ритейлерам позволяет сервис (предоставление логистических услуг, дополнительные гарантии и настройки и т. д.). Важнейшей проблемой, препятствующей развитию сервисного направления и повышению качества обслуживания в российских сетях БТЭ, является нехватка квалифицированного персонала и высокий уровень текучести кадров. Это проблема всей отрасли, но там, где стоимость покупки достаточно высока, а товар технически сложен, это особенно важно.

    По данным рейтинга INFOLine&Retailer Russia TOP-100 2012, стремительный рост объемов продаж в 2011 году продемонстрировали высокотехнологичные товары - смартфоны и планшеты (бытовая техника и электроника), зеркальные камеры (цифровая техника), ноутбуки и светодиодные и 3D-мониторы (компьютерная техника), посудомоечные машины (встроенная техника). Для ритейлеров мобильных устройств значимым трендом в 2011 году стало стремительное развитие сетей 3G-поколения по всей территории России. Существенный доход ритейлерам позволил получить увеличившийся объем продаж интернет-тарифов и пакетов, а также устройств для мобильного доступа в Интернет.

    "Самый значимый тренд сегодня - переориентация покупателей с простых сотовых телефонов на смартфоны, чья средняя цена в несколько раз выше, - говорит вице-президент по коммерции компании "Евросеть" Виктор Луканин. - Так, если в 2010 году в структуре рынка в выручке от продаж смартфоны занимали около 30%, то в 2011 году - уже почти 50%".

    Более того, операторы рынка мобильных устройств, имеющие большое количество торговых точек, все больший доход получают от развития финансовых услуг: комиссии, проценты по различным платежам, погашение кредитов. Фактически бизнес мобильных устройств трансформируется в бизнес, связанный с целым рядом технологий, в том числе финансовых, а также ориентированный на развитие удобного для покупателя спектра сервиса.

    "Диверсификация бизнеса в сторону оказания финансовых услуг и приема платежей, безусловно, - одна из мощнейших точек роста для ритейлеров, ставших универсальными мультикассами, - говорит Виктор Луканин. - Современная бизнес-модель компании - "три в одном": продажа товара, операторских и финансовых услуг - результат эволюции рынка, который уже давно перестал быть только рынком сотовых телефонов".

    Делая ставку на предоставление клиентам качественного сервиса и уникальных товаров, российские ритейлеры бытовой техники и электроники работают на перспективу и выигрывают в борьбе за лояльность покупателя в частности и объемы продаж в целом.

    В области сложной техники доля потребления в ближайшие несколько лет будет расти, уверен операционный директор по развитию компании "М.Видео" Валерий Симанов. В связи с этим он полагает, что основной задачей компаний должна стать ориентация на клиента.

    В 2012 году специалисты INFOLine ожидают, что темпы роста продаж бытовой техники и электроники с учетом компьютерной и офисной техники, а также мобильных телефонов, снизятся по сравнению с показателями 2011 года. "Такая ситуация вызвана продолжающейся стагнацией в сегменте товаров для офиса и настольных компьютеров, а также быстрыми темпами падения цен, которые не могут быть полностью компенсированы смещением спроса в сторону более дорогих моделей, - говорит генеральный директор INFOLine Иван Федяков. - При этом важнейшей причиной ухудшения динамики роста емкости рынка в денежном выражении станет сокращение темпов роста потребительского кредитования и сохранение сравнительно невысоких темпов увеличения реальных доходов населения".

    Поделиться