В Египте решается судьба христианского меньшинства
В Египте проходят президентские выборы - первые после свержения Хосни Мубарака. Они станут историческими для многомиллионной общины коптов, самого большого в стране религиозного меньшинства.
Победа любого кандидата от исламистов чревата массовым исходом христиан с их исторической родины. "Никто не знает, что они сделают с нами", - признаются копты. Коренные жители Египта, называющие себя "потомками фараонов", чувствуют себя как никогда уязвимыми. Между тем это самая большая и древняя община христиан на Ближнем Востоке. Она насчитывает от 6 до 8 миллионов человек. Плоды "арабской весны" для египетских христиан, многие из которых приветствовали свержение "диктатора", оказались горькими.
Выборы в парламент принесли победу "братьям-мусульманам", а также куда более радикальным салафитам. Исламисты, загнанные Мубараком в подполье, стали поднимать голову. Это обернулось волной погромов и нападений на коптов по всей стране. "Ситуация в Египте безумно тяжелая, - рассказал "РГ" член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко. - Нарастает радикализация, в том числе на бытовом уровне. То и дело происходят убийства коптов - например, в каирском квартале Маср аль-Гадида или в Александрии".
"Напряженность имела место и до революции, эта тенденция продолжается. У коптов действительно много проблем. Если случается какой-то инцидент, практически никого из зачинщиков не арестовывают, они остаются безнаказанными", - поделился с "РГ" эксперт центра "Египетская инициатива за личные права" Исхак Ибрагим. Недавно суд отклонил обвинения против салафитов из города Кена, которые отрезали ухо копту, отказавшемуся принять ислам. Мужчину обвинили в связи с мусульманкой и терроризировали всю его семью. И такие истории, увы, не редкость. В рабочем квартале Каира исламисты убили 12 христиан и подожгли их церковь, подозревая, что там прячут женщину, перешедшую в ислам из-за любви к мусульманину. Именно коптские церкви чаще всего становятся объектом ненависти. Эксперты подтверждают: законно построить или даже отремонтировать церковь практически невозможно. Местное законодательство требует немыслимых бюрократических согласований. Переходные власти так и не пересмотрели эти правила, нередко вынуждающие коптов создавать свои молельни тайно. Последней каплей, переполнившей чашу их терпения, стал поджог недостроенной церкви в Асуане. В октябре 2011 года тысячи людей вышли на митинг в Каире, требуя от государства защитить их права и прекратить антихристианскую пропаганду. Однако полиция и военные подавили выступления. Печальный итог: 27 убитых, более двухсот госпитализированных с огнестрельными ранениями. В начале мая суд постановил, что "невозможно идентифицировать виновных", и "ввиду отсутствия доказательств" громкое дело было закрыто.
С прошлой весны, по некоторым данным, Египет покинули сто тысяч христиан. И все же некоторые собеседники "РГ" настроены оптимистично. "Мубарак поддерживал диалог с церковными иерархами, но не пытался говорить с коптами как с гражданами Египта", - пояснил "РГ" Исхак Ибрагим. В апреле прошлого года коптский миллиардер Наджиб Савирис основал Свободную египетскую партию - в составе Египетского блока она завоевала 14 мест в нижней палате парламента. Для коптов такое представительство стало достижением. В течение десятилетий они находились за бортом власти. Казалось бы, у христиан не должно быть ностальгии по старым временам. Но опросы показывают обратное. На этих выборах многие собирались голосовать за военного Ахмеда Шафика - он был последним премьером Мубарака. Симпатии других коптов на стороне дипломата Амра Мусы, занимавшего пост генсека ЛАГ. Оба кандидата отстаивают светский путь развития Египта. Получается, что христиане готовы поддержать политиков старого режима, лишь бы страну не возглавил исламист. "Даже победа умеренного представителя "братьев-мусульман" не предвещает коптам ничего хорошего", - считает Алексей Малашенко.