Вчера в местечке Усолье-Сибирское под Иркутском была введена в строй новая радиолокационная станция "Воронеж-М" национальной системы предупреждения о ракетном нападении.
Постановка такого объекта на опытное боевое дежурство событие нерядовое. Ведь речь идет о безопасности страны и ядерном сдерживании. Благодаря станциям типа "Воронеж" наши военные могут контролировать ракетные старты за тысячи километров от госграниц и выдавать информацию средствам перехвата.
Новая РЛС под Иркутском будет решать эти задачи на юго-восточном стратегическом направлении.
Пока ее возможности ограничены опытной эксплуатацией. Однако, как утверждают в штабе Войск воздушно-космической обороны, с полным вводом станции сектор обзора РЛС увеличится вдвое - до 240 градусов. Радиолокационный "глаз" объекта разглядит все, что творится на удалении 6 тысяч километров, накроет территорию от западного побережья США до Индии.
Сейчас минобороны располагает четырьмя подобными станциями. РЛС в Лехтуси под Санкт-Петербургом "накрывает" северо-западное направление, радар в Армавире - южное, станция в Калининградской области - западное.
Одновременно с ними ракетные угрозы отслеживают несколько РЛС, расположенных за пределами России. В частности азербайджанский "Дарьял", казахстанский "Днепр" и белорусская "Волга".
Какие проблемы доставляет такая "география" военным, догадаться нетрудно. Но отказаться от нынешней системы предупреждения о ракетном нападении пока не получается.
Двухуровневая схема: засек пуск (через спутники) - обработал и передал информацию в штаб (через радиолокационные станции) - фактически стопроцентно оберегает страну от внезапных ракетных атак.
Другое дело, что оба звена российской оборонной системы надо бы держать в одних руках и на одной - российской - территории.
Над этим как раз работают в министерстве обороны. Специалисты подсчитали, что для полного прикрытия ракетоопасных направлений с территории нашей страны необходимо построить пять - шесть станций типа "Воронеж".
Сейчас генералы подыскивают место для строительства РЛС. Возможно, это будет Печора, Барнаул или Енисейск.
Есть как минимум три преимущества новой станции. Во-первых, это использование модульного принципа при ее строительстве. Антенные, энергетические и иные блоки изготавливают на заводе, строителям остается лишь собрать их воедино на площадке. Отсюда значительная - 1,5 года вместо 5 - 9 лет - экономия времени при возведении станции.
Технологические решения, используемые в "Воронеже", не имеют мировых аналогов и значительно дешевле прежних. Например, строительство РЛС в азербайджанской Габале когда-то обошлось стране в миллиард долларов.
Новая станция стоит всего полтора миллиарда рублей. При такой минимизации затрат тактико-технические данные космического "глаза" ничуть не страдают.
Более того, "Воронеж" способен отслеживать даже полет крылатой ракеты.
Наконец, боевое дежурство на новом объекте несут всего 15 человек вместо 80 военнослужащих на том же "Дарьяле".