Власти Дагестана: Из региона будут поступать только мирные новости

В Дагестане уничтожили наиболее опасных бандитов, в том числе иностранного наемника. Теперь, говорят в руководстве республики, из региона должны поступать исключительно мирные новости.

Успешные спецоперации - ответ на резонансный двойной теракт 3 мая на посту ГИБДД. В тот день на воздух взлетели легковая машина и грузовая "Газель".

На организаторов теракта вышли довольно быстро. По информации "РГ" спецоперации в послепраздничные дни проводились чуть ли не ежедневно. Рядовых бандитов уничтожали даже среди бела дня прямо в толпе. Спецслужбы работали точечно и тихо. В прессу подробности спецопераций не просачивались, боялись спугнуть "крупную рыбу".

Но дошла очередь и до лидеров. Первым в расставленные сети попал турецкий наемник, так называемый эмир Серго-Калинского джамаата. За ним охотились давно, а нашли в горнолесистой местности. Выставили засаду, попытавшись взять живым. Но турок не захотел сдаваться, а полоснул очередью из автомата наугад по кустам. Наемник не видел, куда и в кого стреляет, но по трагической случайности попал в спецназовца ФСБ. Шальная пуля угодила в одно из немногих незащищенных мест и сразила сотрудника спецслужб наповал. Больше рисковать не стали и боевика тут же уничтожили.

Вслед за ним пришла очередь 28-летнего Гусейна Мамаева, так называемого эмира Махачкалинского джамаата по кличке "Хамза". Тот тоже был хорошо вооружен, и его ликвидировали сразу, даже не предлагая сдаться. "Хамза" лично готовил смертников для терактов. После него ликвидации руководителя бандподполья из Хасавюрта Аслана Мамедова. Он координировал самые дерзкие вылазки боевиков на территории Хасавюртовского, Казбековского, Кизилюртовского, Новолакского, Бабаюртовского районов и считался "амиром Северного сектора".

Наиболее громкой вышла спецоперация по нейтрализации Мансура Махмуда Мидаля. Его окружили в жилом доме вместе с родственниками. В результате ночных переговоров дом покинули три женщины, один мужчина и двое детей. После этого оставшийся в одиночестве Мидаль сам начал бой, успел кинуть гранату в спецназ и был быстро убит.

Теперь в республике должно стать намного тише. Как сказали наши источники в местных правоохранительных органах, боевики смогли поднять голову после некоторого паралича местных властей, который наблюдался в последние годы. Однако после того, как во главе республики стал Магомедсалам Магомедов, за них снова взялись всерьез. И, кстати, не только за них, но и за некоторые коррумпированные клановые структуры, которым боевики были нужны для борьбы за власть.

Дагестан - сложная в этом плане республика с многочисленными группами влияния, сложившимися по национально-клановому принципу. Победить клановость тут вряд ли скоро удастся. Пока стоит задача хотя бы "разорвать пуповину", связывающую уголовный криминал и террористов с имеющими властные амбиции кланами политических элит. В качестве примера корреспонденту "РГ" в местных правоохранительных органах рассказали, как удалось отстоять в федеральной госсобственности Махачкалинский морской порт. Хотя приватизировать его хотели очень влиятельные в республике люди.

Так что признаки улучшения внутриполитической ситуации в Дагестане налицо. В республике стала оживать промышленность и сельское хозяйство. Расхожий при прежних властях тезис о том, что молодежь уходит в горы от безысходности и безработицы, новой властью опровергнут. Сейчас руководители республики четко и однозначно заверяют: кто хочет работать, имеет для этого все возможности. Рабочие места в Дагестане есть.

Республика славится своей экологически чистой сельскохозяйственной продукцией, выходом к морю и потрясающими горами. Деньги у местных элит тоже есть, но инвестировать они предпочитали за пределами республики. Сейчас эту тенденцию понемногу удается переломить. Например, в Хунзахском районе началось строительство горнолыжного курорта Матлас. Там великолепные горные виды, подходящий климат и хорошие для строительства трасс горные склоны. Матлас находится в середине Дагестана и может быть привлекателен для туристов из близлежащих мусульманских стран. А для туристов из России в Матласе и Дербенте планируется построить собственные аэропорты.

Поэтому проект очень даже реален. Но для его реализации властям и местным предпринимателям жизненно необходимо декриминализировать республику. Деньги-то, которые вкладываются в проект, свои, а не государственные, а они должны приносить прибыль. Власти это прекрасно понимают и верят в успех, а поэтому затеяли еще один крупный проект под названием "Лазурный берег". По сути, это город-спутник дагестанской столицы. Махачкала со всех сторон зажата морем, и расширять ее невозможно. Вот городские власти и решили построить еще одну Махачкалу. Место под новую столицу уже отведено. Проект - грандиозный, но и для его реализации требуется внутренняя стабильность.

Нынешний глава Дагестана убежден, что все получится. Уже сейчас в туристическом кластере Дагестана изъявили желание участвовать французы, австрийцы, корейцы, турки, китайцы. По мнению Магомедсалама Магомедова, всходы того, что закладывается сейчас, зримо станут видны через 5-10 лет. Себе, как главе республики, он поставил задачу вывести Дагестан по качеству жизни в двадцатку лучших регионов России.