На юбилее Александра Калягина выступят лучшие цирковые артисты

Александру Калягину - председателю Союза театральных деятелей РФ, художественному руководителю Московского театра Et Сetera, народному артисту Российской Федерации, лауреату Государственных премий СССР - 70 лет.

Со страниц "РГ" его поздравляют:

Давид Смелянский, генеральный продюсер ­театра Et Сetera, заслуженный деятель искусств РФ:

- Мы долго размышляли в нашем театре, какой вечер сделать в честь юбилея Александра Калягина. Он сам всегда шутит по этому поводу, мол, все, кроме похорон при жизни. Были разные идеи. А потом нам пришло в голову, что Александр Александрович в детстве хотел быть клоуном. А клоун - атрибут цирка. И зрителям с детской душой всегда этот жанр близок и интересен. Мы решили подарить Александру Калягину вечер под названием "Праздник шута". И поскольку я когда-то руководил "Росгосцирком", то полетел в Монте-Карло, где договорился с группой ведущих мировых цирковых артистов. Почему в Монте-Карло? Потому что там проходит цирковой "Оскар", который называется "Золотой клоун". И практически всех лауреатов этого года, а также актеров, работающих в "Лидо", "Крейзи Хорс", "Цирке дю Солей", я пригласил в Москву. И для Калягина это будет сюрприз. Еще и потому, что замечательный художник Максим Обрезков придумал декорации, повторяющие цирк на сцене. Ставит эту программу Роберт Стуруа.

Вы знаете, что в цирке всегда присутствует одинаковый набор номеров. Другой вопрос, как их исполнять. В нашем представлении, например, будет Анатолий Залевский - актер труппы "Цирка дю Солей". Его называют "Барышниковым манежа". Он был со своим представлением на последнем голливудском "Оскаре", например, Залевский будет делать такой силовой акробатический номер, который нарушает все законы гравитации.

Конечно, и сам Калягин выйдет в этот вечер на сцену. Он готовит речь. Но это уже сюрприз для нас.

Роберт Стуруа, режиссер, народный артист СССР и Грузинской ССР, заслуженный деятель искусств Грузинской ССР:

- Я узнал Александра Калягина после фильма Никиты Михалкова "Неоконченная пьеса для механического пианино". После этого я все время мечтал с ним вместе что-то сделать, и когда Олег Николаевич Ефремов пригласил меня поставить во МХАТе "Макбета" и предложил какого-то другого артиста, то я сказал, что хотел бы, чтобы играл Калягин. Ефремов согласился, но из-за сложившихся обстоятельств я не смог осуществить во МХАТе эту постановку. Потом мы впервые встретились с Калягиным в компании у одного театроведа. Калягин потом позвонил мне и попросил поставить что-нибудь у него в театре. Так мы и подружились на всю жизнь. Я очень люблю артистов, которые, работая с известным материалом, все время хотят найти в нем что-то необычное. Стремятся рассматривать тот или иной образ под новым углом. И если при этом еще есть хороший вкус - то перед такими людьми я просто преклоняюсь. Калягин - из таких.

Калягин сохранил в себе такое качество как детство. Дети не всегда бывают добрыми, иногда - и злыми тоже. Калягин сохранил в себе детство со всеми его нюансами. И он мне кажется открытым, очень добрым, хотя иногда бывает и сердитым. Вообще я склонен к тому, что артисты должны быть детьми, потому что как только актер становится серьезным, то зритель начинает скучать на спектакле. Уж лучше тогда читать серьезное эссе, чем идти в театр.

В последние годы мы ставили с Калягиным такие спектакли как "Буря", "Венецианский купец". А сейчас ставим новый спектакль. Но он не имеет никакой традиции - это новая французская пьеса. Мы мучаемся - обязательная часть работы - невидимые миру слезы, которые льются на репетициях. Работа трудная, но мы стараемся сделать все, чтобы репетиции были веселыми. В конце мая у нас была последняя репетиция - мы делаем паузу на 20 дней. В принципе, спектакль у нас уже готов. Название у него странное и длинное - "Ничего себе местечко для кормления собак". Премьера 25 сентября. Скорее всего, этой постановкой театр Et Сetera, откроет следующий театральный сезон.

Татьяна Веденеева, актриса:

- Об Александре Калягине можно сказать, что этот человек, как "огонь в сосуде". По крайней мере, именно таким он мне запомнился на съемках фильма "Здравствуйте, я ваша тетя!". Он был внешне сдержанным, но внутри чувствовалось полыхающее пламя. Он мне тогда казался очень легким человеком, порхающим, как бабочка. Наверное потому, что у Калягина очень легкая душа. Я уверена, что в личной жизни он всегда, как и на съемках, человек коммуникабельный и располагающий к себе. Есть люди, которые к себе притягивают, с которыми хочется общаться и он - из таких. А как с ним было легко работать! Когда я снималась в фильме, то еще была студенткой, а он - уже очень известным актером. Но оказалось, что чем человек весомее, чем он больше из себя представляет в своем деле, в профессии, тем легче с такими людьми работать новичкам. А ведь на площадке "Здравствуйте, я ваша тетя!" собрались настоящие корифеи: Козаков, Джигарханян. Калягин был снисходителен, всегда готов прийти на помощь, он бесконечно говорил мне комплименты, что создавало очень хорошее настроение, и тот внутренний зажим, с которым я поначалу пришла на площадку, очень быстро прошел. Так что Калягин со мной повел себя очень мудро, я быстро успокоилась и начала хорошо работать. Помню, что даже ездила на съемки, когда не было моих сцен, на ночные смены, чтобы посмотреть, как работал Калягин, как играли настоящие мастера. Помню, когда снимали сцену чаепития, когда кидали торт, а Калягин говорил свою знаменитую фразу: "Кто не хочет сахара или сливок?" я умирала со смеху. Все были в кураже и получали настоящее удовольствие. Я училась у них органике в кадре, чтобы ни одного неверного взгляда или жеста, тем более что моя роль была практически без текста и мне "нечем было прикрыться". Александру Александровичу хочу пожелать здоровья, чтобы его внутренний свет и огонь никогда не угасал. И очень хочу увидеть Калягина в кино, потому что он - гениальный актер, который органичен и в комедийных, и в драматических, и даже в трагедийных ролях. Желаю, чтобы у него было как можно больше актерских работ и чтобы современные драматурги порадовали актеров поколения Калягина хорошим материалом, особенно - любовными историями.

Юлия Меньшова, выпускница курса Александра Калягина:

- Со студенческих лет мне запомнилось, как Александр Александрович хотел напитать нас самыми разными впечатлениями, чтобы мы могли составить себе представление о высоком уровне актерского мастерства. С традициями русского театра и системы Станиславского нас знакомили в стенах Школы-студии МХАТ, а Александр Александрович периодически созывал весь наш курс в свою не слишком обширную квартиру на Шмидтовском проезде и устраивал просмотры мировых шедевров. Картину "Влюбленные" и "Охотник на оленей" я посмотрела именно там и благодаря Калягину сумела оценить тончайшую игру Мэрил Стрип и Роберта де Ниро. Надо сказать, Александр Калягин умеет быть заразительным не только на сцене и экране, он и в жизни очень "вкусно" умеет восхищаться, талантливо обращая и тебя в свою веру: заостряет внимание на деталях, на атмосфере, на том, КАК сделан тот или иной момент. И что еще удивительно, после этих просмотров у нас, студентов, совсем не оставалось гнетущего ощущения, что такой уровень мастерства недосягаем. Александр Александрович щедро дарил нам чувство уверенности, что мы - сможем.

Сила Калягина как педагога в том, что Александр Александрович был сам востребованным артистом, он чувствовал пульс дня и хотел поделиться вещами - прикладными, которые потом понадобятся в жизни. И хотел для нас максимально разностороннего образования, не замкнутого в рамках традиций. А еще его сила была в том, что он впервые набрал курс, как мастер, был очень вдохновлен этим и очень нас сердечно любил.

Не помню, чтобы он был строг с нами. Даже когда он бывал нами недоволен, то скорее в нем читалось ... разочарование: мол, что же вы так? Но это не было строгостью, потому что все-таки мы были людьми хоть и молодыми, но вполне уже самостоятельными, и Калягин уважительно соблюдал эту этическую границу: не стремился стать нам "отцом", скорее, хотел быть "другом". Говорят, я была его любимой студенткой? Ну, это было бы слишком самонадеянно утверждать. Несколько раз в моей студенческой жизни были случаи, когда Александр Александрович вселял в меня необыкновенную веру, такую, когда вырастают крылья, и ты понимаешь, что тебе - многое под силу. Причем это не были какие-то длинные беседы, а так, мельком сказанные слова, но самые нужные в тот момент. Он, может быть, несколько нарушал педагогические принципы, но мог не только похвалить за конкретную работу, но и в целом дать понять, что ты - талантлив. И это было бесценно!

Помню, Калягин ставил на нашем курсе дипломный спектакль "Чайка" по А.П. Чехову. Я играла в нем, в свои 20 лет, Аркадину. А Саша Лазарев - Треплева. И, несмотря на наш общий юный возраст, надо сказать, у этого спектакля сложился свой круг поклонников, и впечатления, видимо, были настолько сильными, что даже сейчас я иногда слышу восторженные вздохи по поводу того: ах, какой был спектакль, ах, как вы все играли, вот бы его восстановить.

Александр Александрович очень любопытно репетировал. Ему хотелось лишить Чехова привычных штампов, он понимал, что Чехов - это не скука, а "пуды любви", он искал вместе с нами эту дорогу к Чехову. И если с другими педагогами я разбирала роль по "задачам", то он в большей степени пытался разбудить в нас образность мышления, чтобы охватить этот "чувственный мир" Чехова. И это было удивительно интересно.

В день юбилея я пожелала бы Александру Александровичу здоровья и долгих лет жизни. А также, - в наше суетное время, - душевного покоя, который позволил бы не только решать проблемы, которых у нас у всех хватает, но и остановиться на бегу, чтобы заметить, как распускаются почки, как сладко пахнет сирень, как улыбаются дети... И обрадоваться тому, что жизнь - прекрасна! С днем рождения, дорогой Учитель! Новых свершений!  

Семья

В картине Никиты Михалкова "Неоконченная пьеса для механического пиано" Калягин играет чеховского Платонова, которого критики назовут "русским Гамлетом". Картина Никиты Михалкова завоевала множество наград на крупнейших международных фестивалях. А для Александра Калягина с нее начался новый отсчет. И в личной жизни, и в творческой. Супругу его героя, Сашеньку, сыграла актриса Евгения Глушенко. Спустя несколько лет она станет женой Александра Калягина. В этом браке у них родится сын Денис.

Знаете ли вы?

Театр Александра Калягина называется Et Сetera, что в переводе с латыни значит многоточие. Это любимый знак Александр Калягина. Символ вечного движения. Движения вперед. "В театре возможно все - кроме пошлости и скуки", - таков девиз Александра Калягина.

Семь ролей Александра Калягина

Свой среди чужих, чужой среди своих - Ванюкин.

Здравствуйте, я ваша тетя! - Бабс Баберлей.

Раба любви - Александр Александрович Колягин.

Неоконченная пьеса для механического пианино - Платонов.

Мертвые души - Павел Чичиков.

Старый Новый год - Петр Полуорлов.

Прохиндиада, или Бег на месте - Александр Любомудров.

Фото: РИА Новости