В Госнарконтроле считают метадон наркотиком и не допустят его применения в России для лечения наркоманов, сидящих на героиновой игле. Об этом заявил глава ведомства Виктор Иванов в Санкт-Петербурге во время заседания российско-американской рабочей группы по противодействию наркотрафику.
- Такого рода исподволь псевдомедицинское лечение является не чем иным, как движением в сторону либерализации или легализации наркотиков. Потому что метадон является настоящим синтетическим наркотиком. Ни я, ни российская медицина этот метод (метадоновую заместительную терапию наркоманов) не приемлем. Зато у нас есть аналоги, так называемые опиоидные антагонисты. Например, препарат налтрексон, который сейчас применяется в практике и он не является наркотиком, - сказал он
Напомним, в России метадон входит в так называемый Список I, в котором перечислены наркотические и психотропные вещества, запрещенные к обороту на территории страны.
В прошлом веке вести метадоновую терапию героиновых наркоманов Россию призывали некоторые международные неправительственные организации. Их беспокоило то, что в России многие наркоманы употребляют героин инъекционным способом, что способствует распространению ВИЧ и других социально опасных инфекций.
Сегодня метадон применяется в ряде стран в заместительной терапии употребления "тяжелых" наркотиков, в частности героина. Впервые он был синтезирован в 1937 году немецкими исследователями Максом Бокмюлем и Густавом Эрхартом. В 1942 году был налажен промышленный выпуск препарата амидон, использовавшегося в качестве анальгетика в экспериментальных целях.
Врачи, начавшие применять этот препарат, стали бить тревогу после того, как участились смертельные случаи среди пациентов, которым был прописан метадон. Кроме того, выяснилось, что пациенты, которых "лечили" метадоном, вместо зависимости от одного наркотика становятся зависимыми от двух. Да и зависимость от метадона наступала в два раза быстрее, чем от героина. Ломка после лечения метадоном протекает дольше и тяжелее, чем синдром отмены героина. А опасности при приеме метадона те же, что и при приеме героина. Он способен вызвать передозировку и угнетение дыхательного центра, причем с большей вероятностью, чем героин. И довольно часто наступает летальный исход.
Многие эксперты заявляют, что не знают ни одного официального случая выздоровления больного наркоманией с помощью метадоновой терапии. Все истории об излечении этим препаратом являются не более чем мифом, распространяемым наркоторговцами.
Виктор Иванов также сделал еще одно знаковое заявление. По его мнению, нет никаких проблем с использованием кетамина ветеринарами при соблюдении антинаркотического законодательства.
Напомним, кетамин используется в ветеринарии для обезболивания при операциях. В сентябре 2004 года постановлением правительства кетамин был внесен в перечень разрешенных в ветеринарии наркотических средств и психотропных веществ. Но его использование разрешено было только юридическим лицам при наличии у них лицензии на осуществление деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Однако, у многих ветеринаров таких лицензий не было и они применяли кетамин фактически нелегально. И на нескольких "докторов Айболитов" были заведены уголовные дела.
Особенно широкую общественную огласку получило дело ветеринара Александра Дуки. Он отправился по вызову для оказания неотложной помощи собаке. Офис, в который он был вызван, оказался одним из районных подразделений наркоконтроля. Когда ветеринар, подготовив все для операции, набрал кетамин в шприц для инъекции собаке, один из наркополицейских отобрал у него шприц, предъявив обвинение в сбыте. В этот момент в комнату вошли понятые и другие сотрудники Госнаркоконтроля с видеокамерой. По словам адвоката ветеринара Евгения Черноусова, в результате обыска в машине обвиняемого было изъято 2,1 грамма кетамина. После этого Дуке было предъявлено обвинение. Ведь для законной деятельности ветеринара необходимо наличие специальной лицензии, а у Дуки на момент задержания был только диплом специалиста с высшим образованием, но не было лицензии на использование наркотических веществ.
Прокурор на суде заявил, что действия сотрудников Госнаркоконтроля были направлены не против конкретно Дуки, а против известных фактов применения кетамина в клинике, в которой он работал.
- Деятельность, связанная с оборотом наркотических веществ должна быть лицензирована. Согласно лицензии, выданной клинике, выезд на дом был запрещен. Можно было оказывать помощь только на территории клиники, другого в лицензии оговорено не было", - сказал прокурор.
В защиту Дуки выступили не только российские, но и международные общественные организации. Ветеринар получил небольшой условный срок. Справедливости ради надо сказать, что уже тогда некоторые высокопоставленные сотрудники Госнаркоконтроля заявляли: ажиотаж вокруг кетамина мешает нормальной работе, как медиков, так и наркополицейских.
В последнее время "кетаминовая проблема" вызвала в обществе и медицинских кругах широкий резонанс: с одной стороны, ветеринары жалуются, что не имеют других анестезирующих веществ, а с другой - наркополиция обеспокоена бесконтрольных хождением данного вещества, которое используют наркоманы.
- Мы будем вести политику расширения доступности употребления препаратов для облегчения боли в медицинских целях, - сказал Иванов. - Кетамин во всех странах является веществом, подлежащим контролю как психотропное. Но это не значит, что оно не может применяться, и оно успешно применяется с учетом надлежащего контроля.
По его словам, кетамин в большом количестве применяется в Московском зоопарке и зоосаде Санкт- Петербурга. И там никаких проблем с этим веществом не возникает.