Глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) РФ Игорь Артемьев сообщил, что антимонопольное ведомство и минэкономразвития России больше не имеют принципиальных разногласий по проекту закона о федеральной контрактной системе (ФКС), который должны принять в июле.
Это значит, что поставщикам и заказчикам товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд скоро придется жить по новым правилам. Насколько комфортными были для дальневосточных участников рынка старые, выяснял корреспондент "РГ".
Прямая экономия
Проектный документ, в отличие от прежнего закона, регламентирует весь закупочный цикл: от прогнозирования государственных и муниципальных нужд до исполнения заказов и контроля за соблюдением устанавливаемых требований.
Эксперты надеются, что теперь уйдут в прошлое многие проблемы, связанные с пресловутым ФЗ-94.
В июле, кстати, исполнится два года с тех пор, как в РФ начали вводить систему обязательных электронных торгов для госзакупок. По данным ФАС, благодаря этим торгам, Российская Федерация в 2011 году сэкономила 318 миллиардов рублей. Из них, например, миллиард приходится на госзаказ для Хабаровского края, пять - для Республики Саха.
Однако экономия экономии рознь. Несколько дней назад для депутатов городского собрания Южно-Сахалинска купили престижный и дорогой (2,9 миллиона рублей) внедорожник. Благодаря заявке одного из участников аукциона бюджет города сэкономил от начальной цены контракта 253 тысячи рублей. Прокуратура областного центра изначально требовала отменить аукцион по причине отсутствия обоснования таких бюджетных трат, но протесты во внимание не приняли. Кстати, в рамках законопроекта о ФКС приобрести чрезмерно дорогой товар станет проблематичнее - госзаказчики, муниципалитеты и бюджетные учреждения будут обязаны размещать свои планы закупок в открытом доступе на общероссийском сайте на три года вперед, а на текущий год - более подробно, с указанием выбора процедуры закупок и методики расчета начальной цены.
Возможно, тогда у надзорных органов поубавится работы. Пока же в первом квартале 2012 года прокуроры ДФО выявили 2,4 тысячи нарушений закона в сфере госзакупок.
- В основном, они касаются жилищно-коммунального хозяйства, образования, здравоохранения, дорожного строительства, - говорит Антон Руденко, прокурор отдела по надзору за исполнением федерального законодательства управления Генеральной прокуратуры РФ в ДФО.
Риск - дело подсудное
Несоблюдение принципов конкуренции вкупе с отсутствием обоснования необходимости закупок - ахиллесова пята многих контрактов. Хрестоматийный пример - создание преимущественных условий для участия в торгах конкретной фирмы. Делается это просто: например, недавно в Республике Саха в аукционную документацию включили точные технические и функциональные характеристики автомобилей конкретных моделей - конечно, дорогих и импортного производства.
Несмотря на угрозу серьезного наказания, рискуют часто. Слишком большие деньги поставлены на кон.
- Бывает, что заказчики вообще обходят электронные торги, - продолжает Руденко. - В той же Якутии при проверке управления автомобильных дорог прокуроры обнаружили государственный контракт с ОАО "Мегино-Кангаласские автомобильные дороги" на содержание региональной трассы "Нижний Бестях - Эльдиган - Югоренок" на сумму более 151 миллиона рублей. Аукцион между тем не проводился.
Бывает и другое - на торги компания идет, но при этом поставщик использует поддельные бумаги. К примеру, в Хабаровском крае строительное управление, стремясь получить государственный контракт на выполнение работ по строительству и реконструкции участков автомобильной дороги "Колыма", предоставило поддельную банковскую гарантию. Надо сказать, что цена вопроса была высока - сумма контракта составляла 1,3 миллиарда рублей.
Подделывают не только бумаги, но и компании. В прошлом году в Магаданской области обнаружили 11 фирм-однодневок.
- Но даже самый правильный контракт может быть попросту не выполнен, - рассказывает Антон Руденко. - В Амурской области приняты и оплачены фактически не проведенные работы по ремонту помещений в психиатрической больнице на сумму более 300 тысяч рублей.
А в Якутии расследуют уголовные дела в отношении директоров двух предприятий, не выполнивших работы по государственным контрактам на реконструкцию ледников-хранилищ в Аллаиховском районе. Оплата стоимости работ в размере более 21 миллиона рублей произведена на основании подложных документов. Но подавляющее большинство нарушений - процедурного характера. Их чаще всего допускают муниципальные органы власти в небольших селах, где катастрофически не хватает соответствующих специалистов.
- Большинство ошибок в этой сфере делается не по умыслу, а по незнанию, - утверждает Константин Кулумбегов, начальник экспертно-аналитического отдела комитета госзаказа правительства Хабаровского края.
Контролю не поддаются
Предполагается, что переход на федеральную контрактную систему, с ее сопровождением и контролем заказов "от и до" позволит снизить до минимума число нарушений. Возможно, муниципалов возьмут под свое крыло уполномоченные органы. Такие, как созданный в прошлом году в Хабаровском крае комитет госзаказа. Подобные есть далеко не в каждом субъекте Федерации.
- Наш комитет выставляет заявки, подготовленные профессионально, и несет за них полную ответственность. Треть заявок на приобретение товаров для госнужд мы вынуждены отклонять. Не соответствуют законодательству, - замечает председатель комитета Владимир Чаюк.
Со стороны заказчиков основные претензии к старому ФЗ-94 лежат в области качества выполненных работ.
- Законодательная база выводит, как ни странно, на первое место не крупные компании, которые готовы работать, а фирмы с грамотными юристами, способными подать правильно оформленные заявки, - утверждает Константин Кулумбегов. - В лучшем случае потом они заказы перепродадут, в худшем - не выполнят.
Он вспоминает недавний пример из практики. Краевому лечебному учреждению понадобились пакеты для стерилизации медицинского оборудования. Одна из компаний выиграла торги, но в итоге поставила товар с характеристиками, отличающимися от заявленных и указанных в контракте. Учитывая, что под конец года у заказчика времени на проведение новых торгов нет, пакеты вынуждены были принять, иначе под угрозой оказалось бы проведение медицинских операций и, в конечном счете, здоровье людей. Как выяснилось впоследствии, пакеты были значительно худшего качества, чем поставщик обещал изначально.
С этой точки зрения новый закон более гибок. Как замечает директор Института управления закупками и продажами ГУ ВШЭ Ирина Кузнецова, он открывает возможность для заказчика выбирать способ закупки, правильно обосновывать ее объем, цену. Кроме того, предусматривается особый контроль за исполнением заказов. Документ предполагает упрощение процедуры одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта из-за недобросовестных действий поставщика.
У поставщиков свои надежды. Действующий закон, который определяет цену основным критерием победителя, отсекает от госзаказа многих добросовестных и качественных производителей.
- Мы не участвуем в электронных аукционах, - рассказала корреспонденту "РГ" Елена Самойленко, гендиректор биробиджанской трикотажной фабрики. - У нас хорошая качественная продукция, мы могли бы ее поставлять, например, для нужд министерства обороны, но просто не выиграем конкурс - слишком демпингуют другие поставщики, в большинстве своем заказывающие товар в Китае.
Как считают эксперты, законопроект ФКС весьма лоялен к участникам торгов и дает возможность проявить себя добросовестному поставщику. К тому же, в нем предусмотрены и антидемпинговые меры, предоставляющие возможность отклонять заявки с необоснованно заниженными ценами.