24.05.2012 05:46
    Поделиться

    В Якутии начался завоз топлива в труднодоступные районы

    Завоз топлива по быстромелеющим рекам в Якутии начался с проблем

    Поставка угля и нефтепродуктов в труднодоступные районы Якутии началась по графику, но гарантировать, что навигация на малых реках завершится в соответствии с планами, пока никто не может.

    Первые теплоходы с углем для нужд Амгинского района Якутии пошли вверх по Амге. Завоз грузов по этой реке в республике всегда начинается в первую очередь, потому что после ледохода она очень быстро мелеет. В прошлом году обезводела так быстро, что прорваться по мелям удалось лишь нескольким теплоходам, а потом недопоставленное топливо пришлось завозить кружным путем с помощью автотранспорта.

    Нынешняя навигация на Амге может стать повторением прошлогодней. По данным Ленского бассейнового управления водных путей и судоходства, уже 13 мая в среднем течении реки начался сильный спад воды. Как отмечают в ведомстве, достаточные для судоходства глубины могут продержаться здесь лишь до 1 июня.

    Проблемной может стать навигация и на других быстромелеющих реках, поскольку нынешний год прогнозируется как маловодный. К примеру, специалисты-водники полагают, что на Вилюе уже после 20 июня сформируются неблагоприятные условия.

    Плохие прогнозы требуют от организаторов завоза точных расчетов и безукоризненной согласованности. Между тем подготовка к навигации основательно потрепала нервы чиновникам и поставщикам ресурсов. У местных властей и частных компаний, являющихся монополистами в поставке тех или иных видов топлива, оказались разные интересы. По сути, первый порог организаторам навигации пришлось преодолеть еще до ее начала, на стадии договорной кампании.

    Предприятие, занимающееся в регионе добычей и поставками газоконденсата, в нынешнем году повысило оптовую стоимость этого вида топлива сразу на 63 процента. Это решение вызвало шквал критики. На уровне правительства Якутии высказывались даже мнения о том, что придется во внеплановом порядке срочно переводить часть котельных с газоконденсата на нефть и уголь.

    Обмеление малых рек Якутии может сорвать навигацию

    - Обвинения в наш адрес были совершенно незаслуженными, - заявил корреспонденту "РГ" коммерческий директор компании Владислав Ким. - Тут чистая экономика. Понятно, власти республики желали бы, чтобы подход к ценообразованию был более социально ориентированным. Но работать в убыток - тоже не дело.

    Позиция газодобытчиков в итоге возобладала. Как сообщила "РГ" заместитель руководителя Государственного комитета по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Якутии Вера Боярова, с предприятием заключены контракты на поставку плановых 16,2 тысячи тонн газоконденсата. Это меньше, чем было направлено на нужды ЖКХ в прошлом году, но снижение объемов вызвано не разногласиями по поводу цен, а тем, что некоторые котельные в различных районах будут переведены на другие виды топлива в соответствии с утвержденным ранее графиком.

    Достаточно нервными были переговоры и с основным поставщиком угля - владельцем шахты Джебарики-Хая. Руководство этого предприятия планировало накопить к началу навигации 70 тысяч тонн угля. Заместитель председателя правительства республики Анатолий Скрыбыкин назвал это "катастрофически малым объемом", отметив, что в прежние годы к моменту вскрытия рек на шахте было по 150 тысяч тонн топлива.

    В связи с тем, что интересы бизнеса и государства не совпали, местные власти уже начали рассматривать не самые выгодные и удобные варианты закупок угля с других месторождений. Но в итоге, как сообщила Вера Боярова, удалось составить график отпуска топлива с Джебарики-Хая, который устроил всех.

    Флот сейчас, по отчетам речников, в полной готовности. С поставщиками топливных ресурсов нерешенных вопросов нет. Теперь все будет зависеть от того, как поведут себя реки.

    Поделиться