Рокеры из The Black Keys представят в России необычную программу

Unisonic. (СD). "Edel/ Союз Мьюзик". 2012 г.

В мире звезд отношения, порой, более запутанные, чем у влюбленных. Чаще всего ссорятся культовые гитаристы и певцы: поводов конфликтовать у них и вправду больше чем у остальных музыкантов. Растет технологический уровень рока, разнообразятся приспособления для гитарной игры, приемы звукоизвлечения. Вот и приходится подискутировать о том, кому играть основные соло, да какие обработки звука при этом использовать - так недолго и до ссоры.

Участники второй после Scorpions звездной группы Германии - Helloween Кай Хансен и Михаэль Киске разругались из-за этого однажды вдрызг. Теперь помирились: Киске уговорил не держать зла (с его приходом в Helloween Кай перестал петь и стал играть меньше соло) и пригласил друга-неприятеля в свой Unisonic. Супергруппа, в которой все - сплошь европейские знаменитости - 12 мая отправилась в мировой тур. Будет представлять дебютный альбом Unisonic. Вначале - в Южной Америке, затем доберется и до Москвы, и Санкт-Петербурга. Конечно, при "мировой" пришлось идти на компромисс: Киске собирался наиграть на альбоме отдельные партии клавишных и гитар, но ради Кая передумал. С его идущим из глубины души грудным вокалом, лихо переходящим на нервные, режущие будто молнии по стеклу, высокие ноты - и впрямь, можно обойтись без совершенствования гитарных техник. Зато - предоставить больше гитарной свободы Хансену, который тоже "компромиссно" согласился обойтись без вокального солирования...

Быть мировой рок-звездой трудно: бритый наголо, улыбчивый, импозантный и харизматичный Киске всегда нравился женщинам. Чтобы соответствовать образу, он все больше смещал пристрастия в сторону простых и приторных мелодий, пусть и сыгранных с классическим инструментарием хэви-метала. Разочаровал и его предыдущий проект, затеянный с красавицей блондинкой Амандой Сомервиль. В два голоса они скрещивали баллады и рок-готику, но звучал диск очень уж предсказуемо и попсово. И поэтому парню особенно требовалась небольшая встряска и подпитка новой энергетикой в брутальной мужской компании. Unisonic и стали такой затеей: именно так усталые от быта люди начинают захаживать в спортзал - дабы снова почувствовать себя в форме и кураже...

Альбом стартует с мощного и скоростного трека Unisonic, выполненного в лучших традициях атакующей игры Ричи Блэкмора. Пальцы Кая Хансена безостановочно носятся по грифу, а резкие, отрывистые гитарные удары будто гонят вокалиста вперед, не позволяя ему останавливаться и переводить дух. Так всадник пришпоривает своего верного коня, отправляясь в дальнюю и трудную дорогу. Столь же хорош и второй трек Souls Alive, однако ближе к середине альбома дыхание все-таки сбивается.

Симпатяга Михаэль и прежде любил, чтобы все внимание обращали на него. В Unisonic история повторяется: гитары постепенно теряют ведущую роль, чаще становясь декоративным элементами подыгрышей. Зато сам он вновь демонстрирует всю изобретательность вокала. Лишь единожды сбиваясь на избыточно-приторную балладу, жонглирует стилями и вокальными техниками. То пафосно вторгается в американизированный помпезный рок в традициях Styx, а то выдает замечательный эпик King For A Day , инспирированный героическими маршами и традициями "тевтонского металла"... И в итоге окончательно задвигает остальных музыкантов на дальний план. Только бы Кай Хансен не успел опять обидеться до визита Unisonic в Россию...

The Black Keys:

"El Camino". (CD, LP). Nonesuch Records. 2012 г. ;

"Brothers" (CD). "Юниверсал Мьюзик". 2010 г. и "Attack & Realise". (CD). "Юниверсал Мьюзик". 2008 г. (переиздания).

Свой новейший альбом группа выпустила уже и на "виниловом" диске. Как было и у рок-звезд, славную историю которых американские Black Keys продолжают: Вилли Диксона, Хаулина Вульфа, Cream и ранних Led Zeppelin. На вручении Grammy-2011 этот дуэт, исполняющий сочный, корневой блюз с сильным влиянием грубоватого "гаражного рока" получил за Brothers сразу пять номинаций, из которых выиграл три, в том числе за "лучший альтернативный альбом" и "лучшее выступление рок-группы".

При этом фактически Black Keys только и делают, что в духе ХХI века - уже более раскованно и эмоционально - развивают традиции, заложенные рок-классиками. Их недавние альбомы, которым теперь потребовалось переиздание (общий тираж легально проданных дисков Black Keys давно перевалил за два миллиона копий) - типично мужская: прямолинейная, бесхитростная, чуть неотесанная, но предельно сильная и яростная по эмоциям музыка. Главное в ней - дух, гордость, натянутый нерв и пробирающие души интонации хрипатого вокалиста-гитариста Дэна Ауэрбаха. Новый альбом - уже иной. Более глэмовый, с прилипающими напрочь почти поп-роковыми мелодиями и доступный по восприятию не только брутальным меломанам...

Тем интереснее слушать переизданные ныне альбомы бэк-каталога Black Keys - более резкие, взрывные, дышащие привольной энергетикой прифузованной гитарной игры. Конечно, поклонники ортодоксального блюза вряд ли будут довольны El Camino так же, как релизом 2006 года Magic Pottion. Но ведь и премию "Грэмми" группам, не соглашающимся пусть на небольшие компромиссы с массовым вкусом, редко когда дают...