Общение народа с Пенсионным фондом станет проще и приятнее. Минюст зарегистрировал сразу два административных регламента, разработанных Министерством здравоохранения и социального развития и касающихся работы Пенсионного фонда России (ПФР) с гражданами. Документы публикуются на с. 24, 28, 29.
Как известно, застрахованный гражданин имеет право перевести свои пенсионные накопления из государственного Пенсионного фонда в негосударственный и наоборот, а также выбрать инвестиционный портфель (управляющую компанию). Теперь эта процедура становится простой и понятной, а главное - займет минимум времени.
Чтобы поменять пенсионный фонд (кстати, он должен иметь лицензию на право осуществлять обязательное пенсионное страхование) или управляющую компанию, необходимо обратиться в территориальное отделение ПФР. При себе нужно иметь документ, удостоверяющий личность, и страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования. Далее вы пишите одно из четырех заявлений: о выборе инвестиционного портфеля, о переходе из ПФР в негосударственный фонд, о переходе из негосударственного в ПФР или о переходе из одного негосударственного в другой негосударственный фонд. Заявление пишется на специальном бланке, который выдается бесплатно. И в целом вся услуга по переводу застрахованного из одного пенсионного фонда в другой или по смене инвестиционного портфеля предоставляется также бесплатно.
Заполнять бланк вы можете сколько угодно, а вот действия работников пенсионного фонда строго ограничены по времени: проверка правильности заполнения заявления и его регистрация не должны превышать 15 минут. Если вы захотите получить расписку, на это уйдет еще 5 минут. Стоит еще учесть, что обычно, чтобы попасть к заветному окошку в присутственном учреждении, приходится отстоять очередь. Административный регламент требует: работа в отделении Пенсионного фонда была организована таким образом, чтобы посетитель потратил на ожидание в очереди максимум полчаса.
Документ дает исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении услуги по переводу накоплений. Собственно, все они сводятся к нарушению сроков подачи заявлений. Для каждого вида "переводных" заявлений установлена предельная дата: 31 декабря текущего года. Скажем, вы решили в 2013 году передать свои пенсионные накопления другой управляющей компании, значит нужно позаботиться об этом не позднее 31 декабря 2012 года.
Министерство также четко регламентировало взаимоотношения Пенсионного фонда РФ с гражданами в вопросе предоставления последним исчерпывающей информации о государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
Информация о соцуслугах и гражданах, которые имеют право на их получение, в обязательном порядке должна размещаться несколькими способами: на информационных стендах территориальных органов ПФР, в СМИ и брошюрах, на интернет-сайтах ПФР и его территориальных органов, на едином портале государственных и муниципальных услуг. Гражданин может лично обратиться к сотрудникам Пенсионного фонда, а также по телефону в соответствии с графиком работы территориального органа. Кстати, для всех региональных отделений ПФР установлен единый график работы: с 9 до 18 часов с понедельника по четверг и с 9 до 16.45 в пятницу, суббота и воскресенье - выходные дни. На консультацию при личной встрече или по телефону отводится максимум 15 минут. Предельное время ожидания в очереди - также 15 минут.
Кроме того, можно послать запрос по обычной или электронной почте. В этих случаях ответ вы должны получить в течение максимум 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Если человек запрашивает информацию в письменном виде (в том числе по электронной почте), а также по телефону, то никаких документов от него не требуется. Но при личном обращении в территориальный орган ПФР или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг придется предъявить документ, удостоверяющий личность, или СНИЛС (страховой номер индивидуального лицевого счета). Эта государственная услуга также бесплатная.