"Газпром" заложил основы конкурентного рынка внутренней торговли газом

29 июня состоится годовое собрание акционеров "Газпрома".

Предполагается, что по итогам голосования Совет директоров компании не претерпит изменений, так как сложившаяся команда управленцев зарекомендовала себя как эффективная и настроенная на результат.

Перечислим вкратце достижения топ-менеджмента "Газпрома" за последние годы. Удалось вернуть контроль над поставками газа в страны СНГ, утраченный в 1990-е годы. Вернуть и консолидировать активы, контроль над которыми был утерян прежним менеджментом, в первую очередь, это Губкинское и Южно-Русское месторождения. И главное - удалось восстановить над компанией государственный контроль.

А уже в 2011 г. "Газпром" вошел в тройку самых прибыльных компаний мира по версии журнала Forbes, уступив лишь американской Exxon Mobil и швейцарской Nestle. В 2001 г., когда Миллер возглавил компанию, она не входила даже в тридцатку. За 10 лет менеджменту удалось создать эффективную модель управления компанией, основанную на сочетании технократической рациональности с ориентацией на государственные приоритеты, благодаря чему "Газпром" превратился в глобальную энергетическую компанию.

В недавно опубликованном докладе Бориса Кагарлицкого говорится: "Возникнув на переломе эпох вместе с переходом от советской системы хозяйствования к капитализму, "Газпром" сразу превратился в одного из лидеров российской экономики и одновременно стал объектом острой критики, а также политической борьбы. Вопрос о приватизации и расчленении компании неоднократно ставился либеральными экономистами, превратившись для них фактически в "идею фикс". Эта критика возобновилась в начале нового десятилетия в контексте общей атаки на госкорпорации. В качестве старейшей, крупнейшей и, действительно, наиболее эффективной из них, "Газпром" становится своего рода моделью, демонстрирующей все плюсы и минусы подобной системы".

Действительно, 20 лет работы "Газпрома" показывают, что сохранение единой интегрированной структуры для газовой отрасли стало залогом роста ее экономической, социальной и внешнеполитической роли. Корпорация показала высокий уровень устойчивости и в годы кризиса, продолжив работу над инвест-проектами, не отказавшись от своих социальных и экологических обязательств, а оптимизация ее работы прошла без массовых сокращений персонала. Особенно значимо это для Сибири, крайнего Севера и Дальнего Востока, где "Газпром" зачастую - единственный фактор стабильности. Таким образом, компания выступает в роли одного из цементирующих элементов российской экономики.

Периодически звучат призывы к расчленению отрасли, однако это не только идет вразрез с интересами страны, но и противоречит опыту, накопленному за последние два десятилетия и показывающему, что отраслевая интеграция и структурное единство - это важнейшие условия успеха отрасли.

Однако усилия менеджмента "Газпрома" по консолидации активов отрасли зачастую подвергаются критике, его часто обвиняют в стремлении к монополизму.

Но критики забывают, что концерн не держится за свое монопольное положение на рынке, он активно добивался решения правительства об отмене госрегулирования внутренних цен на газ в расчете на развитие в отрасли рыночной конкуренции. Менеджмент компании убежден, что бесконкурентная среда не способствует ее эффективному развитию. Потому "Газпром" в последние годы сделал ряд шагов к формированию конкурентного внутреннего газового рынка.

В 2008 г. владелец нефтетрейдера Gunvor Тимченко легитимировал свое участие в НОВАТЭКе, войдя в его совет директоров, а уже в 2009 г. НОВАТЭК купил у структур Тимченко контрольный пакет компании "Ямал СПГ", создав конкуренцию "Газпрому" на Ямале. "Газпром", со своей стороны, подписал с "Ямалом СПГ" договор комиссии по экспорту газа, а также уступил НОВАТЭКу крупные контракты "Межрегионгаза" и "Итеры" на реализацию газа промышленным потребителям.

А в 2010 г. "Газпромбанк" продал НОВАТЭКу 51% "Сибнефтегаза", после чего НОВАТЭК вместе с "Итерой" стали владеть компанией на условиях СП. Тогда же в партнерстве с "Газпромнефтью" НОВАТЭК выкупил у "Газпрома" 25,5% "Северэнергии". В 2010 - 2011 гг. структуры совладельца НОВАТЭКа Михельсона приобрели у Газпромбанка 100% СИБУРа. Наконец, было принято решение о продаже доли "Газпрома" в самом НОВАТЭКе. В 2010 г. 9,4% из принадлежавших концерну 19,39% акций были переуступлены группе Газпромбанка, которую, в свою очередь, участники рынка считают лишь промежуточным владельцем этого актива.

Таким образом, за эти годы "Газпром" заложил основы конкурентного рынка внутренней торговли газом, укрепив позиции независимых газодобытчиков и газотрейдеров.

Но усилия менеджмента компании были направлены не только на консолидацию активов внутри страны, но и на продвижение вовне. К 2004 году "Газпром" оказался единственным поставщиком газа в Македонию, Боснию и Герцеговину, Эстонию, Латвию, Литву, Финляндию, Словакию и Молдавию. В Болгарию он поставляет до 97% потребляемого газа, в Венгрию - 89%, в Турцию - 67%, в Австрию - 65%, в Германию - 45%, в Италию - 27%, во Францию - 25%. Он обеспечивает четверть объема газового потребления Евросоюза. Проекты "Северный" и "Южный" потоки еще более упрочат российское присутствие в Европе. "Северный поток" был запущен в конце 2011 года, а начало строительства "Южного" планируется на конец этого года.

Развитие "Газпрома" в последние 10 лет было неразрывно связано с формированием в РФ дееспособной вертикали власти, воссозданием государственных и созданием работающих рыночных институтов. И собирание активов "Газпрома" стало частью этой работы. Восстанавливая компанию, нынешняя команда "Газпрома" восстанавливала единое государство, подвергшееся в 1990-х годах институциональной и идеологической эрозии. А усилия корпорации во внешнеэкономической сфере во многом закладывают фундамент возрождения влияния России в Европе и мире.