24.05.2012 23:02
    Поделиться

    Гид-парк: В Мариинском театре по-новому поставили "Бориса Годунова"

    "Борис Годунов", Мариинский театр, 25, 26 мая

    Новая постановка оперы Модеста Мусоргского "Борис Годунов", открывающая ХХ фестиваль "Звезды белых ночей", станет десятой по счету для сцены Мариинского театра. За сто с лишним лет здесь шли "Годуновы" Мейерхольда, Сергея Радлова, Федора Федоровского, Бориса Покровского, Андрея Тарковского и др. В спектакле Мейерхольда (1911 год) партию Бориса Годунова в Мариинке пел Федор Шаляпин, для которого Борис стал образом-абсолютом, его легендой, фирменным - шаляпинским - знаком в мировом искусстве. Именно от этого Бориса - трагического русского царя, тоскующего, мощного, пожирающего себя душевной мукой и страшными живыми галлюцинациями, до сих пор отталкиваются современные интерпретаторы самой знаменитой русской басовой партии. В новой постановке британского режиссера Грэма Вика Бориса будет исполнять мариинский бас Евгений Никитин.

    Спектакль пойдет в первой авторской редакции партитуры, созданной Мусоргским в 1869 году и забракованной, как известно, дирекцией Императорских Санкт-Петербургских театров, не оценившей новаторства музыки Мусоргского, его оригинальных приемов драматургии и отсутствия любовной интриги (образ Марии Мнишек по замыслу Мусоргского в опере не предполагался). Для Мусоргского была важна драма царя и народа, столкновение амбиций власти и сил истории. Валерий Гергиев и Грэм Вик решили вернуться к авторскому варианту партитуры: без Польского акта, без Мнишек, без Сцены под Кромами. И хотя эта редакция уже с 1997 года существует в афише Мариинки (сначала в постановке Александра Адабашьяна, а в 2002-м - Виктора Крамера), новая попытка артикулировать в спектакле эту самую актуальную сегодня для российского общества коллизию должна вызвать живой отклик. Вик чувствует в "Борисе" дух шекспировских хроник, одержимость идеей власти, политические маневры с целью упрочения земной власти. Детали предстоящей премьеры постановщики держат в строгой тайне, но по растекающимся слухам, в спектакле перед публикой предстанет иконостас московского Успенского собора (художник Стюарт Нанн), Кремлевский Дворец съездов и некое пространство, отсылающее к событиям Болотной площади.

    "Борис Годунов" станет первой премьерой юбилейного ХХ марафона "Звезды белых ночей", который продлится два месяца и представит на театральной и концертной сценах Мариинки сто музыкальных программ и спектаклей с участием мариинских звезд и приглашенных гостей. Среди предстоящих премьер: двухактный балет Джорджа Баланчина "Сон в летнюю ночь" на музыку Мендельсона (6 июня), "Реквием" Верди в постановке Даниэля Финци Паски (20 июня), возобновление одноактного балета Стравинского "Весна священная" в хореографии Вацлава Нижинского (13 июля). Фестиваль продлится до 15 июля.

    Поделиться