Общественные слушания на экспертной площадке "Открытая трибуна", которые "единороссы" устроили законопроекту, усиливающему ответственность за нарушения при проведении массовых мероприятий, не примирили его противников и сторонников.
Противоречия между парламентским большинством, напугавшим народ миллионными штрафами за неправильные митинги, и оппозицией, как системной, так и уличной, усугубились и вылились в демарш. Сначала Колонный зал Дома союзов, где проходили дебаты, покинули в сопровождении нескольких своих сторонников активистки протестного движения Евгения Чирикова и Ксения Собчак, не забыв, впрочем, по пути сделать заявление на телекамеры. Потом, заскучав, ушел и депутат-"справоросс" Дмитрий Гудков.
"Никакого диалога здесь нет. Есть лишь желание устроителей этой так называемой "Открытой трибуны" выдать обсуждение за диалог. Здесь же мы слышим лишь монолог тех, кто поддерживает действия власти", - оценила мероприятие Ксения Собчак, которая желала выступить, но слова не получила.
"Госпожа Собчак опоздала на сорок минут и попросила слова одной из последних, - объяснил ситуацию вице-спикер Госдумы от ЕР Олег Морозов. - Естественно, я, как ведущий, в первую очередь давал слово тем, кто участвовал в дискуссии с самого начала, или тем, кому необходимо было покинуть заседание до его окончания".
Ни о каких ущемлениях права оппозиции на участие в обсуждении закона о митингах, по словам Морозова, не могло быть и речи, "одними из первых получили слово господа Пономарев и Митрохин, активно участвующие в уличных протестах". "Вообще, среди приглашенных в процентном отношении было больше тех, кто не разделяет идеологию закона, чем тех, кто ее разделяет. В этом смысле "Открытая трибуна" свою миссию выполнила, дискуссия состоялась", - сказал Морозов.
Лидеры думских оппозиционных фракций Геннадий Зюганов и Владимир Жириновский тоже ненадолго задержались в зале. Но слово свое по поводу законопроекта с поправками в КоАП, уже принятого палатой в первом чтении, успели сказать. Зюганов подтвердил позицию КПРФ - коммунисты против ужесточения санкций за нарушения на массовых акциях. Владимир Жириновский мыслил конструктивно: если у "улицы" есть желание проводить массовые акции, надо предоставить ей такую возможность. "Отдайте парк "Сокольники". Это недалеко от метро, там и фонтан, и сцена, и скамеечки. Там и поэты могут собраться, и музыканты, и политические и общественные деятели", - предложил Жириновский.
Депутат Госдумы Илья Пономарев предложил "единороссам" равняться на международное право - закон о массовых мероприятиях не должен накладывать ограничения, которые существенным образом меняют характер мероприятия. Не следует переносить место собрания в удаленные районы города. И вообще предусматривать только такие меры, которые представляют "наименьший уровень вмешательства". А председатель партии "Яблоко" Сергей Митрохин подал идею ужесточить штраф до размера МРОТ - 4 тысячи 500 рублей.
"Инициатива депутатов фракции ЕР направлена на то, чтобы обеспечить безопасность и порядок как для самих участников уличных акций, так и для простых граждан", - заявил лидер думских "единороссов" вице-спикер Андрей Воробьев, заметив, что "в XXI веке акции, митинги, манифестации, пикеты проходят во всех без исключения свободных демократических странах, и Россия не исключение". "Никому здесь и в голову не может прийти запретить их проведение. Но то, что происходить это должно в рамках закона и цивилизованно, я думаю, в этом солидарны все", - не сомневается Воробьев. Он признался, что фракция ЕР также считает, что "в Москве и других крупных городах должны существовать места, в которых будут разворачиваться самые острые дискуссии". "Сейчас решается вопрос о том, где такой Гайд-парк можно было бы разместить в Москве. На наш взгляд, это могла бы быть, например, либо Поклонная гора, либо набережная Тараса Шевченко", - сообщил Воробьев.
"Все сигналы, которые были от участников в зале, услышаны, и все они в том или ином виде будут переплавлены в текст законопроекта при его подготовке ко второму чтению", - пообещал Олег Морозов. А председатель Комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин напомнил, что поправки необходимо представить в комитет до 29 мая.