24.05.2012 23:41
    Поделиться

    Субъекты РФ готовы платить миллионы за успешный кредитный рейтинг

    Российские регионы готовы платить за рейтинги миллионы

    В стране намечается "бум рейтингования". Власти сразу трех областей - Вологодской, Амурской и Тамбовской - разместили на сайте госзакупок заявки на присвоение своим регионам кредитных рейтингов. За это чиновники готовы заплатить от 450 до 670 тысяч рублей.

    "РГ" решила выяснить, зачем субъектам рейтинги, стоит ли им доверять и окупаются ли потраченные на это бюджетные деньги.

    До недавнего времени региональные власти не особо интересовались кредитными рейтингами. За их присвоением обращались, в основном, субъекты, активно занимающие деньги на рынке. Такие, как Москва, Подмосковье, Санкт-Петербург, Калужская область, Краснодарский край. Но все меняется. "Минфин обещает, что больше не будет раздавать деньги направо и налево, и стимулирует регионы привлекать деньги с рынка", - комментирует "РГ" финансовый аналитик Сергей Думченко. Иметь рейтинг в этом случае важно: он помогает кредиторам понять, можно ли давать заемщику деньги.

    "Кредитный рейтинг позволяет экономить на заимствованиях, - добавляет аналитик другого агентства Борис Копейкин. - Высокий рейтинг сигнализирует о том, что заемщик вполне способен расплатиться по долгам. Значит, ставка по кредиту для него может быть и пониже".

    Для региона, у которого есть кредитный рейтинг, размещение облигаций, к примеру, на миллиард рублей, может обернуться экономией в миллионы рублей, уточняет Копейкин. Рейтинги "работают" и в других случаях. Например, когда речь идет о привлечении инвестиций. "Крупные инвесторы, которые принимают решения о вложении средств в тот или иной регион, как правило, учитывают рейтинговую информацию", - говорит эксперт.

    В России признаются только оценки рейтинговых агентств, которые аккредитованы Министеством финансов. Это "большая тройка" международников: Fitch, Standard & Poor s и Moody s, а также отечественные "Национальное рейтинговое агентство", AK&M ("Анализ, Консультации и Маркетинг), "Рус-Рейтинг" и "Эксперт РА".

    Чтобы получить рейтинг, в рейтинговое агентство нужно предоставить приличный объем информации. "Оценка проводится по целому ряду показателей, включая исполнение бюджета, ситуацию с долгами, потенциальными обязательствами региона перед предприятиями и муниципалитетами по оказанию им финансовой помощи", - рассказывает Борис Копейкин. Учитывается состояние экономики, законодательство, сложившаяся система управления. Одни данные есть в открытом доступе. Другие власти, заинтересованные в получении рейтинга, предоставляют по запросу агентства. "Мы полагаемся на ту информацию, которую нам дают, но если она противоречит сведениям из других источников, обращаемся за разъяснениями", - добавляет Копейкин.

    Гендиректор одного из рейтинговых агентств Виктор Четвериков признается, что регионы оценивать проще, чем компании или банки. "По информации, которая есть в открытом доступе, уже можно сделать основные выводы, - объясняет он. - К тому же, в госведомствах в отличие от коммерческих структур сложнее вести левую отчетность, так что времени на проверку тратится меньше".

    "Оценщики" трудятся не бескорыстно. За работу им платят заказчики рейтингов. Заключением контрактных соглашений с клиентами занимаются специальные отделы. Эксперты, которые анализируют информацию, и на ее основе присваивают рейтинги, вопросов оплаты не касаются, "чтобы не возникало конфликта интересов".

    "Работу аналитиков рейтингового агентства по объемам можно сравнить с работой аудиторов, - добавляет Четвериков. - Естественно, услуги таких специалистов оплачиваются".

    Впрочем, присвоением рейтинга дело не заканчивается. Агентства продолжают наблюдать за своими "подопечными". Если ситуация в компании, регионе или стране ухудшается, оценки отправляют на пересмотр, после чего могут понизить. В последнее время это происходит все чаще, особенно в странах еврозоны. Хотя очередная громкая новость пришла из другой части света. В минувший вторник агентство Fitch подрубило рейтинг Японии с "АА" до "А+" с негативным прогнозом.

    Иногда рейтинги наоборот повышают. Для этого тоже должны быть веские основания.

    Система рейтингования зародилась еще в середине 19 века, когда американским чиновникам потребовалась достоверная информация о благонадежности местных железнодорожных компаний. Оно обратились к Генри Пуру, главному редактору единственного отраслевого издания о железных дорогах, который и провел независимую оценку.

    Теперь рейтинговые агентства правят бал во всем мире. Но можно ли доверять их оценкам? "Внезапное" банкротство банка Lehman Brothers в 2008 году, которому за несколько дней до краха самые авторитетные мировые агентства единодушно присваивали рейтинг AAA, означающий наивысшую степень надежности, не только подпортили репутацию "большой тройки", но и бросили тень на реноме всех участников этого рынка. "Рейтинговые агентства себя дискредитировали. Но альтернативы им сегодня нет, - считает Сергей Думченко. - Помните цитату Черчилля: демократия - одна из худших форм правления, но лучше нее ничего не придумано. То же самое можно сказать и о системе кредитных рейтингов".

    Регионы - лидеры по объему прямых иностранных инвестиций в 2011 году

    Кредитные рейтинги регионов можно посмотреть на сайте www.rg.ru

    Поделиться