В мае прошлого года начальником Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Красноярскому краю был назначен Вадим Антонов.
За прошедший год красноярским журналистам так и не удалось разговорить главного полицейского края - первое интервью после вступления в должность генерал-майор Антонов согласился дать только "Российской газете".
Российская газета: В Красноярском крае вы прослужили чуть более года. Наверное, уже есть материалы и наблюдения для сравнения - чем отличается работа полицейского в Сибири от работы европейской части страны?
Вадим Антонов: Безусловно, существенные отличия есть. Например, в Красноярском крае сотрудникам полиции при пресечении правонарушений чаще, чем в их коллегам в европейской части страны, приходится применять табельное оружие для пресечения противоправных действий граждан. Чаще всего стреляют для остановки транспортных средств. И это не блажь наших сотрудников - во всех случаях, а мы всегда тщательно изучаем подобные факты, применение оружия оправданно. Либо автомобилем управлял нетрезвый водитель, либо лишенный прав или угонщик и иного способа нейтрализовать опасность не было. Есть случаи, когда сотрудникам полиции приходится стрелять в воздух для предотвращения других противоправных действий - например, драк.
Почему это происходит? В Красноярском крае живет достаточно много людей, привлекавшихся к уголовной ответственности. Здесь имеется большое количество исправительных колоний и других учреждений системы исполнения наказаний, куда отправляют преступников со всей страны. Из отбывших срок около половины остаются на постоянное место жительства здесь же. Конечно, это сказывается на оперативной обстановке - увы, далеко не все осужденные успешно адаптируются в обществе. Однако я не могу не отметить - люди в Сибири душевные, открытые, прямые. Это, конечно, подкупает.
РГ: На каком этапе находится реформа полиции? Можно ли говорить о ее завершении или процесс реформирования правоохранительных органов - длительный процесс?
Антонов: Реформа органов внутренних дел остается одной из важнейших тем для дискуссий в обществе. Совершенно неправильно, даже абсурдно считать, что есть некая временная граница, четко регламентирующая рамки окончания реформы. Прошедшая переаттестация сотрудников полиции, изменения в организационно-штатной структуры органов МВД вовсе не означают суть и завершение реформы. Среднестатистический сотрудник органов внутренних дел - полицейский, и гражданин, представляющий население нашей страны, одномоментно не изменятся. Опыт реформирования правоохранительных структур в зарубежных странах, например, в США, показывает - это длительный процесс, и сколько лет, даже десятилетий он будет протекать - загадывать нельзя.
Что касается зримых последствий реформы, то они таковы - несмотря на значительное, на 20 процентов, сокращение штатной численности, сотрудниками органов внутренних дел не допущено ухудшение криминогенной обстановки. При этом количество обращений граждан в органы полиции выросло на 9 процентов. В полиции оставлено минимальное количество сотрудников, выполнявших обеспечивающие функции - кадровые, тыловые, финансовые и так далее. Сейчас опыт первого этапа реформирования изучается и анализируется. Никто не говорит, что оптимальная структура уже достигнута.
РГ: Какова кадровая ситуация в полиции Красноярского края? Почему до сих пор есть проблемы с набором сотрудников в полицию?
Антонов: Желаемого наплыва тех, кто хочет работать в органах внутренних дел, мы не наблюдаем. Все-таки работа у нас откровенно тяжелая, с большими психоэмоциональными и физическими нагрузками, в выходные и праздничные дни, зачастую с откровенно непрятными контингентом. Эти и другие трудности сдерживают значительную часть молодежи от работы в органах внутренних дел.
К тому же мы проанализировали кадровую ситуацию и решили - на основные должности (участковые, сотрудники уголовного розыска и дежурной части и т.д.) могут претендовать только лица, имеющие высшее юридическое образование. Но специализированные институты МВД готовят недостаточно специалистов, и основной костяк полиции должны составить выпускники гражданских юридических вузов. При этом каждому кандидату, желающему поступить на службу в полицию, сейчас предъявляются повышенные требования по физической форме и состоянию здоровья. Однако меньше половины студентов от 20 до 25 лет способны выполнить эти нормативы. Кроме того, каждый претендент должен заручиться рекомендацией от действующего сотрудника полиции.
В Красноярском крае сейчас остается вакантными примерно 120 должностей участкового уполномоченного, около 50 - для сотрудников подразделений БЭП, почти сотня - уголовного розыска, не хватает инспекторов ДПС. То есть тех, кто работает непосредственно "в поле", на переднем крае. Однако торопиться и срочно заполнять эти вакансии мы не будем.
РГ: Что и как в ГУ МВД по краю финансируется из федерального, а что из краевого бюджетов? Действительно ли кардинально улучшилась материальное положение рядовых сотрудников полиции - за счет повышения заработной платы?
Антонов: С 1 января 2012 все финансирование органов внутренних дел обеспечивается за счет средств федерального бюджета. Однако закон позволяет субъектам Российской Федерации за счет региональных программ оказывать правоохранительным органам поддержку. В Красноярском крае исполнительная и законодательная власть прислушиваются к нашим потребностям.
Денежное содержание сотрудников полиции с начала 2012 года выросло - и весьма существенно. Сегодня в Красноярском крае месячная зарплата полицейского - сержанта патрульно-постовой службы со стажем 5 лет составляет, в среднем, 38 тысяч рублей. Участкового уполномоченного в звании "старший лейтенант" с таким же стажем - 55 тысяч. Оперуполномоченного уголовного розыска, также старшего лейтенанта, 61 тысяча рублей.
РГ: Большой общественный резонанс вызвали события, связанные с гибелью задержанных в отделениях полиции? Удастся ли выяснить истину?
Антонов: Пока я не могу раскрывать служебную информацию, но мне известно, что сотрудники следственного комитета установили обстоятельства самого громкого происшествия - гибели в отделе полиции Антона Шаферова. Законность действий полицейских, доставивших Шаферова в отдел, подтверждена, но выводы и кадровые решения по этой ситуации последуют.
РГ: Удалось ли в крае создать систему общественного контроля за работой полиции?
Антонов: Да. Общественные советы действуют при всех органах внутренних дел края - всего 32 подобных организации. Члены общественных советов помогают нам разобраться во многих спорных и неоднозначных ситуациях. Могу сказать, что из всех государственных структур полиция сейчас - одна из самых открытых. Система общественного контроля касается всех сотрудников - и рядовых инспекторов, и руководство. Члены общественных советов проводят свои приемы, они встречаются с гражданами и это - дополнительная и достаточно эффективная форма контроля над полицейскими.
РГ: Ситуация с дорожно-транспортным движением, особенно - с культурой и дисциплиной водителей заставляет думать о том, что сотрудники красноярской ГИБДД испытываю проблемы со зрением…
Антонов: Я понимаю, о чем вы говорите. Приехав в Красноярск, я удивился - водители здесь весьма своеобразно относятся к дисциплине и правилам дорожного движения. На дороге ведут себя непредсказуемо, бросают автомобили там, где им удобно. Понимаю, что мест для парковки в городе не хватает, но элементарная культура у автолюбителей должна же быть! В этом году такие нерадивые автовладельцы почувствуют на собственном кармане дополнительные прессинг - на вооружение ДПС взяли устройство "Паркон". Это система видеофиксации нарушений правил парковки. Мы будем проводить специальные систематические рейды, и к лицам, нарушающим правила, применять жесткие административные санкции. Я понимаю, что это непопулярная репрессивная мера, но выхода нет - другими способами отучить отдельных граждан парковаться поперек тротуаров, на середине проезжей части или на автобусной остановке, видимо, невозможно.
РГ: Как долго еще продлится практика отправки сотрудников полиции из Красноярского края в командировки на Северный Кавказ? Есть ли проблемы с комплектованием подразделений, отправляющихся в Чечню и Дагестан?
Антонов: Исходя из оперативной обстановки на Северном Кавказе, я считаю - необходимость отправки в этот регион сотрудников полиции сохраняется. За Красноярским краем закреплены два пункта временной дислокации - в Грозном и Республике Дагестан, наши сотрудники несут там службу много лет, накопили большой опыт и хорошо себя зарекомендовали. Могу заверить - как и раньше, мы очень редко сталкиваемся со случаями отказа от служебных командировок на Северный Кавказ. Сводные отряды полиции, отправляющиеся туда в командировку, формируются, как и раньше, на принципах добровольности. Люди понимают, что их служба в неспокойном регионе гарантирует стабильность и территориальную целостность нашей страны и честно выполняют свои служебные обязанности. И я им за это очень благодарен.