24.05.2012 23:20
    Поделиться

    Николай Витько: Девиз Кремлевки - ценим каждого больного

    Свое первое интервью новый главврач Кремлевской больницы дал "Российской газете"

    Два месяца назад ФГБУ "Центральная клиническая больница с поликлиникой" Управления делами президента РФ возглавил заслуженный врач РФ, доктор медицинских наук, профессор Николай Витько. Свое первое интервью в этой должности Николай Константинович дал "РГ".

    Помните, слоган о кремлевской больнице? "Полы паркетные, врачи анкетные". Анкета у моего собеседника правильная, позволяющая занять руководящий кабинет Кремлевки. И все-таки...

    Николай Константинович, как вы попали на столь высокий пост?

    15 минут - столько в среднем находится пациент в приемном отделении знаменитой Кремлевки

    Николай Витько: Еще в Волынской больнице прошел, можно сказать, через весь должностной коридор, прежде чем возглавил ее. Там в свое время удалось создать, без преувеличения, уникальное отделение лучевой диагностики. Оно было и уникальным, и первым в системе Главного медицинского управления. Позитронно-эмиссионная томография была не только внедрена, но и поставлена на поток. Создана нейрохирургическая служба. Это я к тому, что удалось Волынскую больницу сделать больницей высоких технологий.

    А теперь хотите сделать таким учреждением и ЦКБ?

    Николай Витько: Честно? Хочу! Тем более что для этого есть все предпосылки.

    Волынской отдано 13 лет. Уходили с легким сердцем?

    Николай Витько: Очень тяжело уходил.

    А в ЦКБ немало проблем. Паркетные полы в некоторых подразделениях довольно изношены. Три корпуса требуют серьезного ремонта, даже реконструкции... Вы сразу согласились на переход в ЦКБ?

    Николай Витько: Не сразу. Понимал, какой объем работы, какая ответственность. 1200 коек, 11 корпусов, расположенных на огромной в 180 гектаров территории. 50 отделений, каждое из которых возглавляет известный в своей области профессор.

    Вам ваша работа приносит удовольствие?

    Николай Витько: Огромное!

    Кремлевка, кремлевская медицина. У одних эти понятия вызывают восторженное уважение, у других - зависть, у третьих - иронию. А у кого-то и явную неприязнь. Академик Евгений Чазов, который долгие годы возглавлял Четвертое Главное управление, то есть по сути был хозяином всей кремлевской медицины, всегда подчеркивает, что здесь была создана почти идеальная модель медицинской помощи. И это признавал мир. Когда во времена президентства Клинтона в США вознамеривались провести реформу службы здоровья, ориентировались на модель Кремлевки. В 70-80 годы прошлого столетия это признала ВОЗ. А что для вас в этом понятии "кремлевская медицина"?

    Николай Витько: Это своеобразный город здоровья, в котором практически есть все для современной диагностики, лечения, ранней реабилитации. ЦКБ - учреждение многопрофильное. 50 клинических отделений, 20 диагностических, 7 лабораторий. Пожалуй, не назову ни одного заболевания, которое здесь нельзя было бы диагностировать, лечить. Здесь была, и удалось сохранить, преемственность в диагностике, лечении от поликлиники до стационара.

    Кремлевка - это высочайший уровень профилактической медицины, проведения диспансеризации, восстановительного лечения. Лучшее оборудование. А главное, отменные кадры. И дело не только в том, что каждое отделение, как я уже сказал, возглавляет профессор, доктор медицинских наук. А в том, что большинство сотрудников обладают и высокой квалификацией, и культурой общения с пациентами, с их родственниками.

    Поясните, что имеете в виду под ранней реабилитацией. Не преувеличиваете ли значение культуры общения с пациентами и родственниками?

    Николай Витько: Можно отвечу по порядку? В ЦКБ большой коллектив - почти 4 тысячи сотрудников. Потому первостепенное значение имеет работа с кадрами. Очень важно сохранить, сберечь основной кадровый потенциал. И создать обстановку, в которой негатив в отношении к пациентам и его родственникам будет изжит.

    Кстати, Кремлевка, да и другие "закрытые" медицинские учреждения всегда отличались почтительным отношением к пациентам, внимательностью к ним, умением выслушать все жалобы, ответить на все, порой неуместные вопросы. Известно же, что пациенты куда чаще жалуются именно на невнимание, на грубость, на равнодушие медиков нежели на саму медицинскую помощь...

    Николай Витько: Это объяснимо. Более того, считаю, что умение общаться с пациентами, их родственниками - составная часть самой медицинской помощи. И успех лечения во многом от этого зависит. В ЦКБ умению общаться всегда было большое внимание. Ведь у нас есть подразделение, предназначенное исключительно для обследования и лечения руководства страны. Отвечу и на вопрос о ранней реабилитации. Имеются в виду первые несколько недель после перенесенного, например, инсульта, инфаркта, язвенной болезни, травмы, хирургической операции. Но при всем при этом средний срок пребывания пациента в стационаре - десять дней.

    А как объяснить, что нередко информация о пациентах, проходящих у вас лечение, придается огласке в СМИ. Ведь попасть на территорию ЦКБ, уж не говорю о стационарных палатах, просто с улицы невозможно. И между тем... Сообщается не просто о том, что, скажем, звезда шоу-бизнеса или телевидения родила ребенка, но и о том, что младенец появился на свет с помощью кесарева сечения. Как подобное происходит?

    Николай Витько: То, что это сущее безобразие, и говорить не приходится. Недаром же есть такое понятие, как врачебная тайна. Ее категорически нельзя нарушать. Даже адвокату пациента без разрешения самого больного мы не имеем права давать какую-либо информацию, касающуюся заболевания. Почему же такое происходит? Прежде всего это вина самих сотрудников СМИ. Как с этим бороться? Вижу один только способ - исключить спрос на подобную информацию.

    Когда-то Кремлевка не знала дефицита финансирования, не оглядывалась на затраты, не ведала отказов. Пришли иные времена...

    Николай Витько: И мы должны уметь зарабатывать деньги. Через добровольное медицинское страхование, страховые компании. Среди тех, кто лечится у нас за деньги, 80 процентов это те, у кого есть полис добровольного медицинского страхования.

    Отношение к таким пациентам на том же уровне, как к тем, кто из вашего ведомства?

    Николай Витько: Различий не делаем. Ведь мы заинтересованы, чтобы страховые компании направляли к нам больных. Отрадно, что за последний месяц число таких пациентов стало вдвое больше.

    А приемные отделения выдержат нагрузку? Вы же и "на скорую помощь" работаете.

    Николай Витько: Выдержат. Каждый день мы принимаем от 100 до 200 пациентов и столько же выписываем. До 60 процентов больных поступают по "скорой помощи". В среднем пациент находится в приемном отделении не более 15 минут.

    Акцент

    Ныне Кремлевка не закрытое лечебное учреждение, доступное только прикрепленному высокопоставленному контингенту из руководства страны. Теперь это привилегированное учреждение стало открытым. Николай Константинович, вот я не член правительства, не из коридоров власти. Но у меня масса болячек. И я хочу лечиться именно в ЦКБ...

    Николай Витько: Такое возможно на платной основе по договору, заключенному с пациентом. Но в основном это владельцы полиса добровольного медицинского страхования.

    А квоты для лечения в Кремлевке предусмотрены?

    Николай Витько: К великому сожалению, нет. Хотя совершенно очевидно: у нас есть все возможности оказания высокотехнологичной медицинской помощи. И условия пребывания достаточно комфортны. Но мы относимся к так называемым ведомственным учреждениям. А квоты положены только федеральным центрам, тем, кто работает в системе РАМН, минздравсоцразвития. Убежден, это недоразумение: многие пациенты были бы рады обзавестись квотой на лечение в ЦКБ

    На Ваш взгляд, пациенту следует давать информацию о предстоящих исследованиях, методах лечения и так далее. Или пусть он остается в неведении...

    Николай Витько: Я не зря говорю о культуре общения с пациентом. Тут много разных нюансов. Требуется особая деликатность, особый такт. Современный пациент, как правило, хорошо информирован из различных широко доступных источников, в том числе из Интернета. Задача врача сделать пациента своим соратником в борьбе с недугом.

    В последнее время особую популярность обрел ваш родильный дом...

    Николай Витько: Это наша жемчужина, наша гордость. В прошлом году в нем родилось более 1000 малышей. Таких родильных домов в России найти непросто. И по оборудованию, и по комфорту. И главное - в нем специалисты экстра-класса.

    В ЦКБ работать тяжелее, чем в обычном лечебном учреждении?

    Николай Витько: Думаю,что тяжелее: все-таки груз ответственности иной. Не каждый в состоянии с этим справиться. Нужен характер.

    И соответствующие анкетные данные?..

    Николай Витько: Эти данные имеют отношение только к деловым, человеческим факторам. Главное, чтобы специалист следовал девизу ЦКБ: "Ценим каждого больного".

    Из анкеты

    Николай Витько в 1991 году окончил с красным дипломом Военно-медицинскую ордена Ленина Краснознаменную академию имени С.М. Кирова, продолжив дело отца - военврача. До прихода в ЦКБ 13 лет работал в Волынской больнице Управления делами президента РФ. В том числе три года - в должности главного врача. В марте нынешнего года возглавил ЦКБ.

    Поделиться