Новости

27.05.2012 10:59
Рубрика: Культура

Кроненберг экранизировал Делилло и Маркса

В один из последних дней в гонку за "Золотой пальмой ветвью" включился фильм бывшего канадского бунтаря и авангардиста Дэвида Кроненберга "Космополис" - антиутопия о хаотическом конце капитализма.

В охваченном паникой и беспорядками Нью-Йорке Эрик Паркер, мультимиллионер и "золотой мальчик" с Уолл-стрита в белом лимузине пытается осуществить важную жизненную задачу - посетить своего парикмахера. Нужно ехать через весь город, но он в смертельных пробках. Улицы стали совсем непроезжими после того, как парализованный Манхэттен навестил президент страны. Хаос стремительно нарастает, и вскоре герою остается только беспомощно наблюдать за крахом своей финансовой империи из шикарного, но бесполезного автомобиля. К тому же у него крепнет подозрение, что некто собирается его пристрелить.

Картина снята по роману Дона Делилло, который трудно назвать антиутопией просто потому, что сюжет кажется актуальным уже сегодня. Разве только чуть-чуть опережает события.

Как следует из пресс-конференции с Дэвидом Кроненбергом, книгу Делилло он даже не читал - продюсер Паоло Бранко предложил ему идею, и он нашел ее интересной. Это - вопреки его обыкновению, потому что он предпочитает разрабатывать собственные проекты. Но, получив предложение, он прочитал книгу - и согласился. Написал сценарий за шесть дней. Потому что диалоги из романа можно было просто перепечатывать на компьютере. Кроненберг находит их изумительными, блестящими, достойными пера Гарольда Пинтера.

Делилло - американец, Кроненберг - канадец. Кроненберг утверждает, что есть между двумя странами принципиальная разница. "В Америке и Европе считают, что канадцы - просто усовершенствованная версия американцев - они утонченнее и лучше себя ведут. Но все гораздо сложнее. В Канаде не было революций, рабства и гражданских войн, вооружены здесь только полиция и армия. Гражданское население совсем не склонно к вооруженному насилию, и у нас есть такое сильное чувство общности, что американцы считают нас социалистической страной. Делилло сделал так, что я могу понять Америку", - говорит Кроненберг.

Увлекшись блестящими диалогами, Кроненберг практически целиком построил на них свою картину. Благо, действие в основном замкнуто в навечно застрявшем в пробке лимузине. Полный коллапс города, страны, капитализма и мира в целом - главное ощущение, которого хочет добиться режиссер, и манекеноподобный Паттисон с его отлакированной мертвечиной супермодели здесь, пожалуй, на месте.

В этом лимузине проходят все драмы данного жизненного этапа героя - включая драматическое расставание с любовницей (Жюльетт Бинош). В салоне лимузина проходит и почти весь фильм, и  его монотонность достигает критической отметки: в зале начинается недовольное шевеление.

Тема всевластных денег - ведущая тема фильма - сближает его с южнокорейским "Вкусом денег", но все познается в сравнении, и теперь я могу признать, что корейцы оказались интереснее, изощреннее маститого канадца. Там не менее мрачно, но по крайней мере весело. Зато Кроненберг приходит к важному выводу: Маркс был прав в своем "Коммунистическом манифесте", когда предрекал: капитализм достигнет таких степеней экспансии, а общество станет развиваться со скоростью, уже неподконтрольной человеку, и тогда мир станет совершенно непредсказуемым и неуправляемым. Это написано в 1848 году! - восклицает Кроненберг. И именно эту картину стремится воспроизвести в фильме. "Я часто думаю, что бы сказал о моей картине сам Маркс. Ведь она показывает свершение его пророчеств", - говорит Кроненберг.

В рейтингах фильм оценили весьма низко: 2,2.

Культура Кино и ТВ Мировое кино 65-й Каннский фестиваль
Добавьте RG.RU 
в избранные источники